29000                                                    Наталья Чеснокова за пультом органа.

 

Фото Игоря ТКАЧЕНКО

Когда я впервые услышала звучание органа, то была потрясена. Музыка, казалось, переливалась под высокими сводами старинного европейского костела. О том, что у нас в Донецкой областной филармонии есть старинный уникальный орган, я узнала позже, и сейчас при любой возможности посещаю органные концерты. Стоит поспешить и вам, потому что в следующем году все лето инструмент будет на ремонте.

РАЗОБРАТЬ И ПОЛОМАТЬ

У донецкого органа — одного из самых крупных концертных органов в СНГ — интереснейшая история. На нем играл сам Петр Ильич Чайковский, а инструмент чудом удалось собрать после нескольких ремонтов и переездов из Санкт-Петербурга и Москвы. Этот уникальный орган уже почти 50 лет находится в Донецке.

На территории Российской империи органы появились относительно давно – еще при Петре I. Тогда в ходе войны со шведами в немецких прибалтийских княжествах конфисковали несколько этих диковинных инструментов, а после, распробовав звучание, знатные господа начали заказывать органы из Германии, Франции и Голландии. Тогда же появилась соответствующая мода. Например, страстный любитель органа Григорий Потемкин установил инструменты во всех своих дворцах.

Несмотря на такую благосклонность славян, все-таки орган является весомой частью западной церковной культуры. После революции 1917 года началось закрытие костелов и кирх, а органы стали разбирать и переносить в концертные залы. Множество инструментов из-за этого погибло.

Дело в том, что каждый орган строится раз и навсегда для конкретного помещения. Мастера учитывают акустические особенности, присущие залу, и определяют необходимое количество регистров и сам размер органа. Это очень важно, ведь именно окружающее инструмент пространство создает особую звуковую атмосферу.

И поэтому любые изменения в помещении могут изменить звучание органа, что уж тогда говорить о небрежной сборке разобранного инструмента на новом месте? В истории органной культуры минимальное количество инструментов удалось восстановить. Одним из везунчиков стал и донецкий орган.

Наш орган был изготовлен в Германии в 1839 году специально для церкви святого Петра и Павла в Санкт — Петербурге. И именно там во время своей учебы на нем играл Петр Ильич Чайковский. Юность гения сказалась на судьбе инструмента. При большевиках его разобрали и подарили московскому концертному залу им. П.Чайковского. Но правильно собрать инструмент не удалось, и после двух неудачных концертов его снова разобрали. И только в 1959 году этот инструмент оказался в Донецке, где благодаря немецким специалистам он получил очередную «путевку в жизнь».

РЕМОНТ ЗА ДВА ГОДА

Множество органистов из разных стран мира, приезжающих с концертами в Донецк, на качество звучания органа не жалуются, это и так слишком редкий для нынешних времен инструмент. Тем не менее, руководство филармонии понимает всю ценность старинного органа и прикладывает все усилия, чтобы он оставался «в форме».
Поэтому в течении двух лет – 2007 и 2008 – уникальный инструмент будет реконструироваться. А ведь в донецком органе почти 4000 труб, по которым проходит воздух, качаемый двигателем, 45 регистров (ряд труб единого тембра и единой конструкции, из одного и того же материала разной высоты звучания),3 мануала (клавиатуры для игры руками)! В некоторых органах количество труб доходит до 7-10 тысяч! И все это должно звучать слаженно.

Директор Донецкой областной филармонии Валерий Гуль считает, что орган – это реликвия области. «Мы сейчас связались с немецкой фирмой, так как инструмент изначально немецкий, и договорились о реконструкции. Это, конечно, очень дорого, но, к счастью, немцы пошли нам на встречу, сделали скидку. Но главное, нам помогает областное руководство. В течение двух лет нам выделят 1 миллион 200 тысяч гривень на ремонт органа. В этом году приедут мастера, будут обследовать инструмент, закупят специальное оборудование, а с мая по август следующего года пройдет непосредственно реконструкция. Естественно, на этот период концертов проводиться не будет. Зато после реконструкции гарантировано еще 30 лет качественного звучания».

ПРОПЫЛЕСОСИТЬ ОРГАН

Единственный в области органный мастер Владимир Деркач уточняет, что мелкие неполадки в органе часты, а ремонт объективно необходим раз в 10 лет. «Мой кабинет находится внутри органа! На концерте вы видите только внешнюю сторону, а на самом деле, там очень сложный и крупный механизм. Чтобы стать мастером, необходимо от природы иметь хороший слух. Я сам по образованию пианист, но вот вышло так но на органе играть не умею, это совсем разные инструменты. Моя профессия очень редкая, я уже здесь 23 года работаю, но у меня нет учеников. Иногда кто-то пробует, но тут же отказывается. Это очень сложно, нужно настраивать огромный диапазон, нужно многое чинить – этакий симбиоз музыканта и технаря».

Да уж, органным мастером быть непросто, ему приходиться самому ухаживать за инструментом – регулярно его пылесосить. По признанию Владимира Деркача, за одну «уборку» приходиться не менее трех раз вытряхивать мусоросборник пылесоса. И кроме того, постоянно дышать этой пылью. Также органному мастеру приходится поднимать тяжести, знать деревообработку, металлообработку, плавку, пайку А главное, во время проведения концерта мастер обязан находиться возле инструмента, ведь если что-то случится нужно немедленно исправлять поломку. Да еще так, чтобы слушатели ничего не заметили!

Нахождение возле работающего инструмента очень вредно — сильная вибрация оказывает воздействие на человека. По некоторым данным, орган выдает вибрацию в зоне от 16 Гц (от зоны интерзвука, в которой разрабатывают психотронное оружие) до 8 тысяч Гц (зоны ультразвука).

ТЕХНОЛОГИИ В ПОМОЩЬ

Нет учеников-органистов и в Донецкой государственной музыкальной академии им. С.Прокофьева. Как рассказала профессор академии Наталья Чеснокова, номинально такая специальность есть, но фактически ее нет. «Дело не только в том, что очень мало специалистов по органу. У нас нет инструмента, на котором можно было бы обучать музыкантов! Только в Киеве есть один ученический орган, он меньше размера, но, тем не менее, позволяет получить основные навыки». Как призналась Наталья, существуют электронные аналоги органа, они, конечно, дорогие, но явно дешевле и удобнее настоящего громоздкого инструмента. Эти органы звучат почти как настоящие, в программе записаны тембры «один в один», можно выставлять даже реверберацию (отражение звуковой волны от каких-либо препятствий и ее возврат в точку прослушивания). И вот если бы один такой «электронный малыш» появился в Донецке, то желающих обучиться играть на нем хватало бы.

В связи с этим возникает вполне закономерный вопрос: имеет ли будущее в Донецке такой сложный, громоздкий и требовательный инструмент? Может не стоит выбрасывать деньги на ремонт, а запастись электронными копиями? Тут специалисты расходятся во мнениях, с одной стороны они признают, что техника совершенствуется и небольшие и точь-в-точь звучащие органы – это выход для популяризации органного искусства. Но с другой, как утверждает Наталья Чеснокова, сейчас «модно движение аутентизма в музыке, то есть интерес к подлинным инструментам и их настоящему звучанию, изучению старинных стилей и манер исполнения. Во всем мире открываются школы музыкального аутентизма, восстанавливаются старинные рояли, клавесин Орган имеет будущее! Все равно электронная музыка – мертвая!».

Московский комсомолец в Донбассе, № 26 от 04.04.2007
Наталия БАРБИР

http://media.ukr-info.net

 

P.S. В настоящее время можно посетить ближайшие органные концерты в Донецкой областной филармонии:

15558606

55708682

http://filarmonia.dn.ua

 

 

www.principal.su

 

www.principal.su

 

Comments are closed.