- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Дечебал Григоруцэ: «Красота — это обещание истины»
Сегодня гость нашей рубрики — иркутский композитор, человек необычной судьбы и редкой профессии. Его произведения можно услышать на католических мессах. К тому же автор исполняет их самостоятельно на таком редком музыкальном инструменте как орган. А в России — не более трех десятков городов, в которых есть органные залы. Иркутску в этом плане повезло — у нас два органных зала, как впрочем, и всего два органиста. Один из них — иркутский композитор Дечебал Григоруцэ.
— Дечебал, у вас очень необычные для русского слуха имя и фамилия, поэтому я не могу не задать вопрос о ваших корнях.
— В Румынии это довольно обычные имя и фамилия. Григоруцэ — это примерно русская фамилия Григорьев. Мой отец в силу различных обстоятельств был вынужден уехать из Румынии, так что я родился уже здесь, в Иркутске. Но поскольку мой папа был большим патриотом, он дал мне румынское имя в честь знаменитого румынского полководца, который считается основателем румынской государственности. Кроме того, отец всячески приобщал меня к румынской культуре — читал национальные сказки, включал музыку, а также научил языку. С младенчества он разговаривал со мной только по-румынски, поэтому я до сих пор знаю этот язык.
— Как получилось, что вы стали органистом?
— Когда органный зал только открылся в иркутском Польском костеле, я пошел туда на концерт с родителями. В то время я учился в классе третьем и был совершенно поражен звучанием органа. Для меня это было потрясение. Тогда я, конечно, и представить не мог, что когда-то сам буду играть на этом инструменте. Хотя к тому моменту я уже учился в музыкальной школе на фортепьяно и немного занимался сочинительством. Но всё же больше увлекался научной фантастикой, физикой, радиоэлектроникой, а о композиторской карьере даже не помышлял. Лишь к старшим классам жизненные приоритеты вдруг встали на свои места и я решил учиться музыке дальше.
— Куда вы поступили после этого решения?
— Сначала поступил и отучился в Иркутском училище искусств на факультете теории музыки, потому что это было самое близкое к композиторской специальности, которой тогда не учили в Иркутске. И это был самый трудный факультет, основательный, поскольку там готовят музыковедов. А потом поехал учиться в Москву — в Российскую академию музыки имени Гнесиных. Стоит сказать, что я никогда не мечтал быть музыкантом-исполнителем, мне всегда хотелось стать именно композитором. И даже когда я покупал какие-нибудь музыкальные пластинки, то интересовался прежде всего тем, кто сочинил музыку, а не кто ее исполнил.
— Как же все-таки пришли к органу?
— В 2003 году было частично исполнено мое произведение «Пасхальная месса» для хора и оркестра. На концерте присутствовали представители католической церкви, иркутской епархии. Тогдашний настоятель храма и председатель музыкальной комиссии сестра Роберта Шахова. Ей пришла идея исполнить это произведение в виде концерта в Кафедральном соборе Непорочного Сердца Божьей Матери, но вместо оркестра использовать орган. Я не был против. Но возник вопрос, кто будет играть на органе. Получилось так, что, кроме меня, играть было некому. На подготовку давалось две с небольшим недели, и это время я просто чуть ли не дневал и ночевал в этом храме. Но концерт состоялся и прошел довольно неплохо. Это был первый для меня большой опыт, своего рода органный бой. Ведь я не имею специального образования по классу органа. После этой исполнения этой мессы настоятель предложил мне играть на остальных мессах. И начиная с лета 2003 года я, сперва робко и неуверенно, а потом все более умело, стал играть на католических службах. Мне это дело очень нравилось, поскольку я еще с музыкального училища очень любил григорианское пение и все, что с ним связано. Так что моя органная практика началась именно в церкви.
— А в органном зале филармонии вы тоже начали играть случайно?
— Дело в том, что в 2008 году корифей органного исполнительства в Иркутске Лидия Янковская уехала в Ярославль. А вторая органистка Иркутска — Яна Юденкова — ушла в декретный отпуск. Я получил предложение играть в органном зале на замене в течение лета, ну а потом как-то оно само собой продолжилось. И сегодня в Иркутске два органиста: Яна Юденкова представляет академическую школу игры на органе, на принадлежность к которой мне претендовать рановато. Моя же позиция — композитор, который, кроме всего прочего, еще играет на органе. Мне интереснее в концертах не столько исполнительство, сколько размышления на вечные темы. Потому как, если музыка не меняет человека к лучшему, то зачем она вообще нужна?! Я так и строю свои выступления: беру некую вечную тему, например, тему любви, счастья, веры, красоты… А затем в ходе разговора, каждый поворот мысли иллюстрирую органной музыкой -классической собственной. Получается интересно. А главное чувствуется, что людям этого не хватает.
— Чем отличаются органы в Кафедральном Соборе и Польском костеле?
— Ну, во-первых, в храме орган электронный. Он обладает интересными особенностями. Я его даже немного доработал и скоммутировал с компьютером, и теперь он может имитировать скрипки, флейты, то есть приобрел возможности оркестра. В органном зале филармонии — орган духовой, акустический. Про такие органы говорят, что они живые. И каждый орган, безусловно, личность. Орган в Польском костеле был сконструирован с учетом особенностей зала, специально под это помещение. Мне, конечно, пришлось к нему привыкать, сживаться с ним. Когда на нем играешь, создается ощущение, что пилотируешь какой-то большой космический корабль. Ты властвуешь огромной стихией звука.
— Кто ваш любимый композитор?
-Конечно их несколько. Хотя первое увлечение, привитое еще отцом, это Бетховен. Мой папа — большой максималист — вообще делил всю мировую музыку на Бетховена и все остальное. Первоначально я тоже так считал. Но сейчас у меня три любимых композитора: Бетховен, Бах и Моцарт. А уже вокруг них — другие: Чайковский, Рахманинов, Мессиан и так далее. Было у меня увлечение музыкой Шнитке, даже авангардизмом, но потом это как-то само собой отпало.
— Что для вас самое главное в музыке? Каких целей вы стараетесь добиться в своих сочинениях?
— Для меня сейчас очень важно, чтобы музыка несла в себе высшую красоту. Красота — это обещание истины. Не всегда правдивое, но обещание, предчувствие. Поскольку я человек верующий, для меня связь с Богом очень важна. И тут важнее всего каким духом человек живет. Дух — это сердцевина, самая суть души человека. А в искусстве только дух творит себе форму. А определяется он очень просто: тем, что ты любишь больше всего на свете. Любишь блатную жизнь, получится радио «Шансон». Любишь себя и деньги, получится эстетика гламура. Любишь мрак и разрушение — вот уже и роком запахло. Ну а если искренне любишь Бога и красоту Его творения, то неизбежно напишешь музыку, способную утешить, исцелить, поддержать. Яркий пример — творчество Баха, эталон духовной музыки всех времен.
— Сколько произведений вами написано и можно ли их послушать не только на концертах?
— Давно не проводил инвентаризацию своих произведений. Я выпускаю такие виртуальные альбомы, которые есть на моем сайте в интернете http://deci.ru Их у меня там более десяти и большую часть можно скачать. Но есть еще некоторое количество произведений, которые никуда не вошли.
— А как у вас происходит процесс написания музыки?
— Это очень непредсказуемый процесс. Исследователи выделяют два типа сочинителей музыки: тип Моцарта и тип Бетховена. Первые видят произведение целиком, от начала до конца, и человеку остается его только записать. А второй тип — это люди, к которым музыка приходит частями. Сначала, как правило, появляется основная мысль, а потом в мучительных поисках, пробах и ошибках выстаивается все остальное. Я скорее отношу себя композиторам типа Бетховена. Но вообще я уверен, что вся музыка уже есть, нужно просто ее угадать, найти. Композитора можно сравнить с ученым, который не придумывает формулу, а на основе наблюдаемых явлений пытается найти закономерность, и если он все сделал правильно, то формула получается красивой. Так, и здесь, если композитор угадал верно, то и музыка получается правильной, она работает, живет. Творчество и познание — всё в одной связке.
http://sibinform.com
www.principal.su
Нет связанных постов
Календарь публикаций
Март 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012