- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
«Челябинский орган – гимн музыкальной культуры нашего города»
Российский Год культуры в Челябинске завершился знаковым событием – открытием нового концертного зала «Родина», куда перенесен орган немецкой фирмы «Германн Ойле». Изначально инструмент был построен для зала в храме Александра Невского. Нашим сегодняшним собеседником стал человек, благодаря которому в городе появился этот уникальный инструмент и первый органный зал. Бывший начальник управления культуры Челябинской области (1971-1989 г.г.) Константин Сидоров рассказал о том, как возникла и воплотилась эта идея.
– Константин Николаевич, как родилась идея – создать в городе органный зал?
– Я вырос в глубине России, в городе Скопин Рязанской области. В годы моего детства все там было пропитано духом музыки. В то время, когда не было магнитофонов и телевизоров, огромное уважение имели люди, владевшие игрой на музыкальных инструментах. Мальчишками мы бегали по улице за старшими – они играли на гитаре, аккордеоне. Там же начал учиться музыке и я сам.
Позже в авиационном училище в Риге у нас был очень интеллигентный политрук: водил нас, курсантов, в Домский собор. Я услышал величественное звучание органа, проникся этой музыкой. Потом побывал на концертах в соборах Германии. В 1960-х годах, став секретарем магнитогорского горкома, вновь оказался в атмосфере высокой музыки благодаря Магнитогорской хоровой капелле имени Эйдинова, музыкальному училищу. Горожане этот коллектив очень любили. Я врос в музыку. Стал приобретать пластинки, собрал большую коллекцию. Много среди них записей музыки Баха, классических произведений, есть дарственные пластинки Пахмутовой, Зыкиной, Тихона Хренникова.
– А в соседних регионах в то время уже были органы?
– Да, в Екатеринбургской филармонии, в Омске. Надо сказать, что Челябинская область в то время серьезно отставала в плане культуры по сравнению с другими регионами России. Не было достойных инструментов, залов, соответственно, не могли концертировать высококлассные музыканты. Филармония, к примеру, была синтезом искусств, но упор делался вовсе не на классическую музыку. Классику не поддерживала идеология.
– Правда ли, что появлению органа в Челябинске поспособствовала легендарная Екатерина Фурцева?
– В 1971 году была разработана масштабная долгосрочная программа развития культурной сферы. Ее одобрили Министерство культуры и Совет Министров РСФСР. Благодаря программе за 10 лет работы был капитально реставрирован оперный и построен новый драмтеатр, в каждом райцентре области появились дворцы культуры, в Челябинске открылись институт культуры, художественное и два музыкальных училища, детская филармония; созданы такие творческие коллективы, как «Ариэль», Камерный хор им. Валерия Михальченко, ансамбль танца «Урал». На этой волне подъема культуры у меня и появилось желание, чтобы в Челябинске был создан органный зал.
В 1974 году я был приглашен с отчетом на коллегию Министерства культуры СССР. Министром культуры тогда была Екатерина Фурцева, которая осталась довольна докладом, поинтересовалась проблемами и обещала всяческую помощь. Считаю, что Екатерина Алексеевна сыграла ключевую роль в появлении органа в Челябинске.
– Как происходил разговор?
– Вначале я попросил приобрести для Челябинска рояль «Стейнвэй». Она записала. Потом – лицензию на строительство органа в Челябинске. Она согласилась, незамедлительно дала поручение по этому поводу. Вскоре в моем сейфе лежал документ на строительство органа фирмой «Ойле».
– Наверное, немецкие мастера были выбраны неслучайно?
– Я уже тогда знал, что это одна из самых авторитетных органостроительных фирм мира. Эта фирма, одна из немногих даже в Германии, осуществляет весь процесс – от литья труб до монтажа готового инструмента в предназначенном для него зале.
– Какие варианты размещения органа имелись в то время?
– В конце 1981 года в Челябинск прибыл технический руководитель фирмы «Германн Ойле» Фриберт Каммбах. Органостроителю показали несколько помещений – музыкальное училище на ул. Плеханова, зал филармонии и здание Александро-Невской церкви на Алом Поле. Пробные замеры показали: акустика в церкви великолепная, это лучший вариант. Решение о размещении органного зала в бывшем храме было принято.
Началась реконструкция здания, которая длилась пять лет. Оно было в ужасном состоянии, и все воссоздавалось, в прямом смысле слова, по кирпичику: Миасский завод делал кирпичи для будущего зала штучно, подгонял цвет… Параллельно шла работа органостроителей: фирма «Германн Ойле» представила проект диспозиции (технической характеристики) органа, несколько вариантов фасада, программное задание по подготовке места размещения инструмента, инженерные требования.
– Когда состоялся первый концерт, и какие впечатления он оставил?
– В сентябре 1986 года в зале камерной и органной музыки был подписан акт Государственной приемной комиссии с оценкой «отлично». А в июле 1987 года челябинский орган впервые зазвучал. Солировала в первом концерте московская органистка Наталья Малина – хранитель органов Московской консерватории, которая курировала строительство инструмента в Челябинске. Он оказался как-то по-особенному гармоничен – светлые панели фасада, искусная резьба, стройные секции ярких блестящих труб, звучание – одновременно певучее, бархатистое, величественное и нежное, многокрасочное, многотембровое…
– Как публика отнеслась к появлению органного зала в Челябинске?
– Это блистательная страница творческой жизни города. 27-летняя деятельность органа проходит под знаком триумфальных концертов, масштабных фестивалей, музыкальных вечеров, гастролей лучших российских и европейских исполнителей. Челябинск стал городом высокой музыкальной культуры. С его появлением к нам устремились выдающиеся исполнители России и зарубежья, вслед за ними сцену зала освоили преподаватели и студенты института музыки им. П. И. Чайковского, академии культуры и искусств, хоровые коллективы и студии, учащиеся детских школ искусств.
Орган – это гимн музыкальной культуры нашего города, поэтому я горжусь своей причастностью к идее появления органа. Особая благодарность создателям уникального инструмента, сотрудникам фирмы «Германн Ойле», главному органисту, руководству и артистам филармонии.
– Ваши пожелания новому залу?
– С появлением зала «Родина» у города появились новые перспективы и возможности для осуществления самых смелых проектов. Пусть в новом зале продолжает звучать высокая музыка из глубин веков – от Баха до современности, наполняя дух людей и жизнь их радостью. Желаю всем сотрудникам органного зала, артистам и слушателям новых больших творческих взлетов. Доброго вам пути в музыке!
Сидоров Константин Николаевич – заслуженный работник культуры РФ (1996), участник Великой Отечественной войны. В 1945 году окончил Ленинградское Краснознаменное авиационное училище, в 1964 году – Магнитогорский государственный педагогический институт. В течение 18 лет возглавлял областное управление культуры. При участии К. Н. Сидорова реализована масштабная программа развития культуры области по укреплению материально-технической базы и расширению сети учреждений культуры области; произведены реконструкция театра оперы и балета, строительство театра драмы, домов культуры, библиотек. Награжден орденом Трудового Красного Знамени (1976), «Знак Почета» (1971), медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и др.
Александра ТРЕТЬЯКОВА, специально для Chelyabinsk.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОРГАН: ДЕМОНТАЖ «В НИКУДА» Челябинский Органный зал ждет приезда органостроителей из фирмы «Германн Ойле»....
- «Ночь в музее» во Всероссийском музейном объединении музыкальной культуры имени М.И. Глинки Когда и где: 17 мая, Москва. В этом году «Ночь...
- «По улицам орган возили…» Планы в отношении многострадального челябинского инструмента опять поменялись. Не заморозили бы! Начавшийся сегодня перенос челябинского органа может закончиться досрочно, сообщает «URA.Ru»....
- Челябинский орган посреди зимы попросили… в «Родину» Стороны конфликта: Челябинская и Златоустовская епархия, патриарх Кирилл, митрополит Феофан,...
- Челябинский орган проверили на звук? В Зале камерной и органной музыки «Родина» немецкие специалисты проверили...
Календарь публикаций
Апрель 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012