- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Чайковский, Римский-Корсаков, Стравинский и… Терри Райли
Вы когда-нибудь слышали орган в Виктория-Холле? Вот и мы нет, а потому ужасно интересно послушать, как же он звучит. Конечно, хотелось бы, чтобы знакомство с этим «королем инструментов» в Женеве началось с произведений Баха или Моцарта, а не с современного произведения, вызывающего у нас некоторую опаску, но выбирать не приходится – в ближайший год органа вы здесь больше не услышите.
И тут мы сталкиваемся с парадоксом. Концерты органной музыки – большая редкость, однако количество произведений, написанных для органа, превышает таковое для любого другого музыкального инструмента. Репертуарное богатство органной музыки объясняется, прежде всего, тем, что история этого инструмента, одного из древнейших в мире (его «прародительницей считается вавилонская волынка) насчитывает несколько тысяч лет. Еще один фактор — на протяжении многих столетий орган являлся основным (а часто и единственным) музыкальным инструментом, который активно использовался в церковно-богослужебной практике почти всех стран Западной Европы и Северной Америки.
Начиная с середины 19 века, все новые европейские концертные залы обязательные экипированы органами, иногда поистине монументальными, предназначенными как для сольных партий, так и для «диалогов» с оркестром. Из наиболее известных назовем орган ратуши Бирмингема (1834), Королевского Альберт-Холла в Лондоне (1871), Альберт-Холла в Шеффилде (1873), Концертгебау в Гаарлеме (1875), зала Трокадеро в Париже (1878), Концертгебау в Амстердаме (1891) и Виктория-Холла в Женеве (1894).
Как ни странно, орган, развитие которого издревле связывалось с историей Западной церкви, смог утвердиться и в России, в стране, где Православная церковь запрещала использование музыкальных инструментов во время богослужения. Произошло это еще в 15 веке, в эпоху, когда между Москвой и Западной Европой складывались все более тесные отношения. Так, в 1475–1479 итальянский архитектор Аристотель Фьораванти возвел в Московском Кремле Успенский Собор, а брат Софьи Палеолог, племянницы последнего византийского императора Константина XI и с 1472 года жены царя Ивана III, привез в Москву из Италии органиста Иоанна Сальватора.
Орган, который сегодня можно видеть и слышать в Виктория-Холле – уже третий по счету, первые два пострадали во время пожаров. Эстетика органа явно вдохновлена инструментами знаменитого французского мастера Аристида Кавалье-Колля (1811-1899), хотя изготовлен он был в голландском городе Дордрехте, на фабрике Ван ден Хевель. Его торжественная инаугурация состоялась 14 февраля 1993 года в рамках концерта Оркестра Романдской Швейцарии под управлением Эндрю Литтона.
В ближайшие дни на женевском органе будет исполнен Концерт для органа с оркестром ныне здравствующего американского композитора Терри Райли. Вполне вероятно, что это имя вам ничего не говорит (хотя и в России у него есть поклонники, например, Борис Гребенщиков), поэтому расскажем кратко об этом композиторе, тем более что некоторые называют его одним из ста людей, создавших XX век. Дело в том, что именно с его музыки еще в 1964 году началось музыкальное движение, называемое минимализмом. По словам специалистов оно изменило направление музыки XX столетия. Как пишут критики, «гипнотические, многослойные, полиметрические, с привкусом востока композиции Терри Райли разбудили в людях интерес к Новой Тональности».
Терри Райли родился в Калифорнии в 1935 году, закончил Консерваторию в Сан-Франциско, а теперь сам является профессором индийской музыки. В молодости активно общался с американскими авангардными композиторами, но его наиболее важным учителем был индийский классический певец Пандит Прат Нан. Райли много раз ездил в Индию: играть и учиться. Он также много путешествовал по Европе, впитывая музыкальную культуру и подрабатывая пианистом в барах. Как описать его музыку? Приведем такой пример: будучи любителем балета, он много сотрудничал с труппой Анны Гальприн и написал для нее партитуру к хореографии, в которой консервные банки терлись о стекло для создания неслыханных доселе звуков.
В 60-е годы он устраивал «всенощные концерты», где импровизировал от заката до рассвета, используя сложную, разработанную им самим систему, позволявшую ему играть вместе с отражениями его собственного звука. Во время таких выступлений его музыкальная фантазия проявлялась во всей красе: для непрерывности звука он подключал к старой фисгармонии пылесос — чтобы не качать меха ножными педалями; играл какую-то фразу, электроника ее повторяла, он играл еще — уже вместе со своим эхо — и так далее. Приведя всю эту систему и самого себя в нужное состояние, Райли играл еще и на саксофоне. Вы в шоке? А люди из поколения 1960-х приходили на такие концерты целыми семьями, с едой и спальными мешками.
В 1964 году он написал свое самое известное произведение — In C, которое стало знаковым и обеспечило появление новой музыкальной формы, основанной на постоянно повторяющихся музыкальных фрагментах. Знатоки утверждают, что это изменило музыкальный курс прошлого столетия и оказало влияние на работы таких известных композиторов, как Стив Райх, Филип Гласс и Джон Адамс.
Опыт пребывания в Нью-Йорке в 1968-69 годах завершился созданием альбома «Радуга в Изогнутом Воздухе», который принято считать не только величайшим шедевром Терри Райли, но и классикой современной музыки. Это произведение повлияло на многие рок-группы, в частности, на знаменитую The Who.
В мае 2000 Терри первый раз посетил Россию с сольными фортепьянными концертами, выступив на Фестивале Сергея Курехина в Санкт-Петербурге, в Московской Консерватории и в Культурном центре «Дом». Газета «Известия» назвала его тогда «величайшим композитором и пианистом со времен Прокофьева».
Концерт, который вам предлагается послушать в Женеве, — результат совместного заказа Оркестра Романдской Швейцарии, Филармонического оркестра Лос-Анджелеса, лондонского Southbank Center и Немецкого симфонического оркестра Берлина. Его премьера состоялась совсем недавно, 11 апреля, в концертном зале Лос-Анджелеса, носящем имя Уолта Диснея. Солировал в тот вечер тот же музыкант, который теперь выступит в Женеве — Кэмерон Карпентер, популярный американский концертный органист и композитор 1981 года рождения, известный своей виртуозной техникой и оркестровыми переложениями для органа.
Карпентер закончил со степенью магистра Джульярдскую школу в Нью-Йорке и стал первым в мире органистом, чей сольный альбом был номинирован на премию «Грэмми». В 2008 году для лейбла Telarc Карпентер записал первый CD+DVD альбом «Revolutionary», который открывается «Революционным этюдом» Шопена и включает произведения И. С. Баха, Ж. Демесьё, Дюпре, Листа, Горовица, Грейнджера, Эллингтона и мировую премьеру пьесы самого Карпентера — Love Song No. 1 (2008).
Кэмерон Камерон неоднократно выступал в России: в 2009 году состоялись его концерты в Концертном зале им. П.И. Чайковского в Москве и в Государственной академической Капелле в Санкт-Петербурге. Затем, в 2012-м и в марте 2014 года, он выступал в Светлановском зале Московского международного Дома музыки.
Помимо Концерта Терри Райли (продолжительностью 35 минут) в программу включены три наших классических произведения: «Славянский марш» Чайковского, «Испанское каприччио» Римского-Корсакова и сюита из балета «Жар-птица» Стравинского. За пультом Оркестра Романдской Швейцарии будет стоять дирижер из Венесуэлы Диего Матеус. Несмотря не молодость (а родился он в 1984 году), в настоящий момент Матеус занимает стразу три престижные должности: главного дирижера Оркестра Моцарта и венецианского театра Фениче, а также главного приглашенного дирижера Симфонического оркестра Мельбурна.
Составить собственное мнение о музыке и исполнителях, Вы сможете, заказав билеты на сайте OSR.
http://nashagazeta.ch
www.principal.su
Связанные посты:
- Бердянск. В выходные в римско-католическом костёле пройдут органные концерты Приятные новости для любителей классической музыки. В эти выходные в...
- Виктория Дербан (Санкт-Петербург). Звёздная россыпь 22 июля в 19:00 в Органном зале в рамках фестиваля...
Календарь публикаций
Апрель 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012