Этот инструмент предназначен исключительно для храма

Римско-католический приход пресвятой Богородицы готовит приморцам музыкальный подарок — концерты органной музыки с участием католического концертного хора состоятся 22 и 23 марта 2012 года.  Впервые на Дальнем Востоке прозвучит «Русский реквием» — «Братское поминовение» православного композитора Александра Кастальского.

Бессменный (вот уже 17 лет) органист прихода, художественный руководитель концертных программ Марина Омельченко — о возвышенной музыке и музыкальной карьере в интервью «Московскому комсомольцу во Владивостоке».
Эмоции и отношение к органу крайне точно передал Борис Пастернак:

…Орган отливал серебром,
Немой, как в руках ювелира,
А издали слышался гром,
Катившийся из-за полмира.
Покоилась люстр тишина,
И в зареве их бездыханном
Играл не орган, а стена,
Украшенная органом.
Ворочая балки, как слон,
И освобождаясь от бревен,
Хорал выходил, как Самсон,
Из кладки, где был замурован.
Томившийся в ней поделом,
Но пущенный из заточенья,
Он песнею несся в пролом
О нашем с тобой обрученьи…

— Марина, как давно органная музыка в вашем исполнении звучит в католическом приходе?

— С момента установки первого на Дальнем Востоке органа в 1996 году. Тогда это был электронный двухмануальный орган американской фирмы Rodgers. На этом инструменте я играла первый в истории Дальневосточного региона концерт органной музыки, который был посвящен возвращению в храм Пресвятой Богородицы мраморного распятия, единственной реликвии прихода, сохранившейся с дореволюционного периода. С тех пор, вот уже 17 лет, органная музыка звучит во Владивостоке каждое воскресенье на богослужениях и во время больших органных концертов.

— Как получилось, что вы, профессиональный органист, чаще играете в храмах, чем в концертных залах?

— Не каждый концертный зал может похвастаться органом, в то время как это инструмент истинно церковный. Дело в том, что в моей жизни католическая церковь и служение в ней в качестве церковного органиста открыли для меня путь к органу как к инструменту концертному.

В далеком 1995 году я попала во Владивостокский католический приход почти случайно (хотя я не верю в такого рода случайности): моя однокурсница попросила заменить ее на период летних каникул, поиграть за нее воскресные мессы. Это был радикальный поворот в моей музыкантской судьбе — я тогда только окончила музыковедческий факультет нашей академии искусств, занималась изучением музыкальных традиций Японии и Китая и преподавала на кафедре теории музыки.

Но, как говорится, человек предполагает, а Господь располагает. С тех пор моя жизнь неразрывно связана с органом и органной музыкой. Так как во Владивостоке нет органного факультета, моим первым университетом, где я изучала этот инструмент, был Университет Св. Томаса в США (Миннесота). В 2003 году мне посчастливилось попасть в класс заслуженного артиста России профессора Московской консерватории Алексея Паршина. Я благодарна судьбе за встречу с этим замечательным человеком, Музыкантом и Педагогом с большой буквы. Годы, проведенные в его классе, — самые яркие в моей профессиональной жизни. Позже я окончила факультеты церковной музыки и концертного органа в Австрии, в Университете Музыки г. Грац.

— Атмосфера места влияет на звучание музыки? Орган на сцене концертного зала отличается от органа в церкви?

— Безусловно, есть определенная разница между концертным залом и церковным помещением. Орган — прежде всего инструмент церковный, и наиболее органичное его расположение именно в стенах храма. Мне приходилось играть и в концертных залах, но все-таки больше я предпочитаю играть в храмах, так как ни один концертный зал, каким бы технически оснащенным он не был, никогда не передаст атмосферу церковного помещения, в котором звучание инструмента наполняется особым, сакральным смыслом, особыми красками. Ведь там и аура особая, преображающая не только звучание инструмента, но и восприятие музыки.

И, конечно же, и публика, пришедшая на концерт в храм, я думаю, получает несколько иные эмоции – возможно, для кого-то это моменты поразмыслить о вечных ценностях, о своей жизни, это своего рода духовное очищение. Ритм жизни сейчас настолько напряжен, что людям просто не хватает времени (а зачастую, будем честны, и желания) прийти в церковь. А здесь такая возможность реализуется – им удается посетить храм и послушать прекрасную музыку. Очень многие люди после концертов говорили мне о своих ощущениях: кому-то стало легче на душе, а у кого-то и боль поутихла. Ведь не случайно сейчас органная музыка широко применяется как средство музыкальной терапии. К примеру, в Москве в Госпитале им. Н.Н. Бурденко установлен духовой орган и регулярно проводятся концерты для его пациентов.

— Большинству ваших концертов соответствует церковный праздник. Исходя из него, формируется программа?

— Когда 17 лет назад руководство церкви — отец Мирон Эффинг и отец Даниил Маурэр — приняло решение о проведении приходских концертов органной музыки, то главной идеей было не открытие очередной концертной площадки в городе, а органного зала как места, в котором будет звучать музыка духовная. По сути, сейчас это единственное место в городе, где горожане могут познакомиться и открыть для себя многовековую сокровищницу музыкального церковного наследия. Ведь многие композиторы, например эпохи барокко, были церковными музыкантами — в то время, кроме театров при императорских дворах, концертных залов в современном понимании еще не было. И естественно то, что большая часть их творческого наследия непосредственно связана с Церковью и иллюстрирует те или иные библейские сюжеты.

Разумеется, и программа наших концертов напрямую связана с церковным календарем: в рождественский период звучит музыка Рождества, в пасхальный период — пасхальная и т. д.

— Какие произведения публика услышит на предстоящем концерте?

— Сейчас во всех христианских церквях время Великого Поста. К этому периоду церковного года приурочены и предстоящие 22 и 23 марта концерты. Для музыкальной жизни нашего города это знаменательное событие — впервые на Дальнем Востоке в исполнении католического концертного хора прозвучит «Русский реквием» — «Братское поминовение» А. Кастальского для хора и органа.

Эта удивительная по своей красоте музыка посвящена жертвам Первой мировой войны, произведение, созданное в 1915 году, не потеряло своей актуальности до сих пор. В нем композитор по-новому трактует жанр реквиема, а именно мастерски реализует идею пронизывания католического реквиема элементами православной заупокойной панихиды.

Автор сделал несколько редакций для разного состава исполнителей. Мы исполним первую, органную, редакцию этого сочинения, которая в силу разных причин не была исполнена при жизни композитора. Впервые она прозвучала лишь в 2006 году в Глазго, позднее в Ярославле и Москве. Мне удалось раздобыть в Австрии органную версию этого сочинения, которая, кстати, до сих пор не издана. Вы представляете, какая ответственность и радостное волнение у нас в душе на пороге такого значимого события?

— Как вы думаете, вы уже привили публике любовь к органной музыке?

— Думаю, да. Концерты органной музыки в католическом приходе уже стали традиционными. За 15 лет их проведения у них, безусловно, сформировалась своя публика. А об интересе к концертам говорят постоянные аншлаги и добрые отзывы слушателей. Поэтому каждый год мы составляем насыщенную программу. Уже запланированы пасхальные концерты, и мы рады пригласить слушателей. Они состоятся 18 и 19 апреля. На закрытие концертного сезона, в июне, мы готовим большой совместный проект «Музыка для органа с оркестром» с Пекинским международным камерным оркестром. В прошлый приезд этого коллектива (2 года назад) во Владивостоке звучала музыка барокко, в этот раз в программе музыка эпохи романтизма и ХХ века.

— Казалось бы, орган настолько «многоголосый» и самостоятельный инструмент, но концерты в католическом приходе часто проходят с хором и камерным ансамблем «Регина Ангелорум». Насколько они обогащают его звучание?

— Конечно, орган — инструмент самодостаточный, он обладает множеством сольных тембров-голосов, его часто называют оркестром в руках одного человека, а органиста – дирижером, им управляющим. Но это также и инструмент, прекрасно звучащий в ансамбле с другими музыкальными инструментами, с голосом. Мне очень интересно работать с инструменталистами, вокалистами, хорами. Есть масса прекраснейшей вокальной, инструментальной, хоровой музыки в сопровождении органа, которую мне хотелось бы донести до слушателя. В 2001 году при католическом приходе Пресвятой Богородицы был создан католический концертный хор, а годом позже — ансамбль камерной музыки Regina Angelorum. Создание этих коллективов значительно расширило репертуар приходских концертов.

В 2011 году в наши концертные программы влился еще один коллектив — ансамбль медных духовых инструментов Original brass. На предстоящих пасхальных концертах в апреле слушателям представится возможность услышать уникальный «дуэт» родственных в своей основе инструментов — величественный орган и медные духовые.

— Долго ли длятся репетиции или вы настолько «сыгрались», что понимаете друг друга с «полуноты»?

— Как правило, все наши приходские коллективы готовят в год две-три музыкальные программы, приуроченные к основным христианским праздникам, — к Рождеству и Пасхе. Обычно на каждую программу уходит полтора месяца репетиций. Хор и ансамбль действуют при католическом приходе уже более 10 лет, составы этих коллективов в силу объективных причин, конечно, менялись, но есть и преданные делу старожилы, работающие с момента основания. Что касается сыгранности, то, какой бы она ни была, подготовка к концерту — это всегда огромный труд, но труд этот всегда приятный для музыканта, ведь это процесс творческий, полностью захватывающий.

— Насколько напряжен ваш личный концертный график?

— Обычно я планирую свой график на год вперед. В июне готовлю новый большой совместный проект «Музыка для органа с оркестром» с Пекинским международным камерным оркестром (с 2010 года я являюсь его солисткой). Концерты пройдут в Пекине и Владивостоке. А в июле-августе пройдет серия концертов в США, осенью — концерт в Москве с австрийской григорианской школой (Schola cantorum), ну а там уже и Рождество не за горами. Как видите, график насыщенный.

материал: Ирина Семисинова

 

Comments are closed.