- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Божественная музыка духового органа
Этот инструмент предназначен исключительно для храма
Римско-католический приход пресвятой Богородицы готовит приморцам музыкальный подарок — концерты органной музыки с участием католического концертного хора состоятся 22 и 23 марта 2012 года. Впервые на Дальнем Востоке прозвучит «Русский реквием» — «Братское поминовение» православного композитора Александра Кастальского.
Бессменный (вот уже 17 лет) органист прихода, художественный руководитель концертных программ Марина Омельченко — о возвышенной музыке и музыкальной карьере в интервью «Московскому комсомольцу во Владивостоке».
Эмоции и отношение к органу крайне точно передал Борис Пастернак:
…Орган отливал серебром,
Немой, как в руках ювелира,
А издали слышался гром,
Катившийся из-за полмира.
Покоилась люстр тишина,
И в зареве их бездыханном
Играл не орган, а стена,
Украшенная органом.
Ворочая балки, как слон,
И освобождаясь от бревен,
Хорал выходил, как Самсон,
Из кладки, где был замурован.
Томившийся в ней поделом,
Но пущенный из заточенья,
Он песнею несся в пролом
О нашем с тобой обрученьи…
— Марина, как давно органная музыка в вашем исполнении звучит в католическом приходе?
— С момента установки первого на Дальнем Востоке органа в 1996 году. Тогда это был электронный двухмануальный орган американской фирмы Rodgers. На этом инструменте я играла первый в истории Дальневосточного региона концерт органной музыки, который был посвящен возвращению в храм Пресвятой Богородицы мраморного распятия, единственной реликвии прихода, сохранившейся с дореволюционного периода. С тех пор, вот уже 17 лет, органная музыка звучит во Владивостоке каждое воскресенье на богослужениях и во время больших органных концертов.
— Как получилось, что вы, профессиональный органист, чаще играете в храмах, чем в концертных залах?
— Не каждый концертный зал может похвастаться органом, в то время как это инструмент истинно церковный. Дело в том, что в моей жизни католическая церковь и служение в ней в качестве церковного органиста открыли для меня путь к органу как к инструменту концертному.
В далеком 1995 году я попала во Владивостокский католический приход почти случайно (хотя я не верю в такого рода случайности): моя однокурсница попросила заменить ее на период летних каникул, поиграть за нее воскресные мессы. Это был радикальный поворот в моей музыкантской судьбе — я тогда только окончила музыковедческий факультет нашей академии искусств, занималась изучением музыкальных традиций Японии и Китая и преподавала на кафедре теории музыки.
Но, как говорится, человек предполагает, а Господь располагает. С тех пор моя жизнь неразрывно связана с органом и органной музыкой. Так как во Владивостоке нет органного факультета, моим первым университетом, где я изучала этот инструмент, был Университет Св. Томаса в США (Миннесота). В 2003 году мне посчастливилось попасть в класс заслуженного артиста России профессора Московской консерватории Алексея Паршина. Я благодарна судьбе за встречу с этим замечательным человеком, Музыкантом и Педагогом с большой буквы. Годы, проведенные в его классе, — самые яркие в моей профессиональной жизни. Позже я окончила факультеты церковной музыки и концертного органа в Австрии, в Университете Музыки г. Грац.
— Атмосфера места влияет на звучание музыки? Орган на сцене концертного зала отличается от органа в церкви?
— Безусловно, есть определенная разница между концертным залом и церковным помещением. Орган — прежде всего инструмент церковный, и наиболее органичное его расположение именно в стенах храма. Мне приходилось играть и в концертных залах, но все-таки больше я предпочитаю играть в храмах, так как ни один концертный зал, каким бы технически оснащенным он не был, никогда не передаст атмосферу церковного помещения, в котором звучание инструмента наполняется особым, сакральным смыслом, особыми красками. Ведь там и аура особая, преображающая не только звучание инструмента, но и восприятие музыки.
И, конечно же, и публика, пришедшая на концерт в храм, я думаю, получает несколько иные эмоции – возможно, для кого-то это моменты поразмыслить о вечных ценностях, о своей жизни, это своего рода духовное очищение. Ритм жизни сейчас настолько напряжен, что людям просто не хватает времени (а зачастую, будем честны, и желания) прийти в церковь. А здесь такая возможность реализуется – им удается посетить храм и послушать прекрасную музыку. Очень многие люди после концертов говорили мне о своих ощущениях: кому-то стало легче на душе, а у кого-то и боль поутихла. Ведь не случайно сейчас органная музыка широко применяется как средство музыкальной терапии. К примеру, в Москве в Госпитале им. Н.Н. Бурденко установлен духовой орган и регулярно проводятся концерты для его пациентов.
— Большинству ваших концертов соответствует церковный праздник. Исходя из него, формируется программа?
— Когда 17 лет назад руководство церкви — отец Мирон Эффинг и отец Даниил Маурэр — приняло решение о проведении приходских концертов органной музыки, то главной идеей было не открытие очередной концертной площадки в городе, а органного зала как места, в котором будет звучать музыка духовная. По сути, сейчас это единственное место в городе, где горожане могут познакомиться и открыть для себя многовековую сокровищницу музыкального церковного наследия. Ведь многие композиторы, например эпохи барокко, были церковными музыкантами — в то время, кроме театров при императорских дворах, концертных залов в современном понимании еще не было. И естественно то, что большая часть их творческого наследия непосредственно связана с Церковью и иллюстрирует те или иные библейские сюжеты.
Разумеется, и программа наших концертов напрямую связана с церковным календарем: в рождественский период звучит музыка Рождества, в пасхальный период — пасхальная и т. д.
— Какие произведения публика услышит на предстоящем концерте?
— Сейчас во всех христианских церквях время Великого Поста. К этому периоду церковного года приурочены и предстоящие 22 и 23 марта концерты. Для музыкальной жизни нашего города это знаменательное событие — впервые на Дальнем Востоке в исполнении католического концертного хора прозвучит «Русский реквием» — «Братское поминовение» А. Кастальского для хора и органа.
Эта удивительная по своей красоте музыка посвящена жертвам Первой мировой войны, произведение, созданное в 1915 году, не потеряло своей актуальности до сих пор. В нем композитор по-новому трактует жанр реквиема, а именно мастерски реализует идею пронизывания католического реквиема элементами православной заупокойной панихиды.
Автор сделал несколько редакций для разного состава исполнителей. Мы исполним первую, органную, редакцию этого сочинения, которая в силу разных причин не была исполнена при жизни композитора. Впервые она прозвучала лишь в 2006 году в Глазго, позднее в Ярославле и Москве. Мне удалось раздобыть в Австрии органную версию этого сочинения, которая, кстати, до сих пор не издана. Вы представляете, какая ответственность и радостное волнение у нас в душе на пороге такого значимого события?
— Как вы думаете, вы уже привили публике любовь к органной музыке?
— Думаю, да. Концерты органной музыки в католическом приходе уже стали традиционными. За 15 лет их проведения у них, безусловно, сформировалась своя публика. А об интересе к концертам говорят постоянные аншлаги и добрые отзывы слушателей. Поэтому каждый год мы составляем насыщенную программу. Уже запланированы пасхальные концерты, и мы рады пригласить слушателей. Они состоятся 18 и 19 апреля. На закрытие концертного сезона, в июне, мы готовим большой совместный проект «Музыка для органа с оркестром» с Пекинским международным камерным оркестром. В прошлый приезд этого коллектива (2 года назад) во Владивостоке звучала музыка барокко, в этот раз в программе музыка эпохи романтизма и ХХ века.
— Казалось бы, орган настолько «многоголосый» и самостоятельный инструмент, но концерты в католическом приходе часто проходят с хором и камерным ансамблем «Регина Ангелорум». Насколько они обогащают его звучание?
— Конечно, орган — инструмент самодостаточный, он обладает множеством сольных тембров-голосов, его часто называют оркестром в руках одного человека, а органиста – дирижером, им управляющим. Но это также и инструмент, прекрасно звучащий в ансамбле с другими музыкальными инструментами, с голосом. Мне очень интересно работать с инструменталистами, вокалистами, хорами. Есть масса прекраснейшей вокальной, инструментальной, хоровой музыки в сопровождении органа, которую мне хотелось бы донести до слушателя. В 2001 году при католическом приходе Пресвятой Богородицы был создан католический концертный хор, а годом позже — ансамбль камерной музыки Regina Angelorum. Создание этих коллективов значительно расширило репертуар приходских концертов.
В 2011 году в наши концертные программы влился еще один коллектив — ансамбль медных духовых инструментов Original brass. На предстоящих пасхальных концертах в апреле слушателям представится возможность услышать уникальный «дуэт» родственных в своей основе инструментов — величественный орган и медные духовые.
— Долго ли длятся репетиции или вы настолько «сыгрались», что понимаете друг друга с «полуноты»?
— Как правило, все наши приходские коллективы готовят в год две-три музыкальные программы, приуроченные к основным христианским праздникам, — к Рождеству и Пасхе. Обычно на каждую программу уходит полтора месяца репетиций. Хор и ансамбль действуют при католическом приходе уже более 10 лет, составы этих коллективов в силу объективных причин, конечно, менялись, но есть и преданные делу старожилы, работающие с момента основания. Что касается сыгранности, то, какой бы она ни была, подготовка к концерту — это всегда огромный труд, но труд этот всегда приятный для музыканта, ведь это процесс творческий, полностью захватывающий.
— Насколько напряжен ваш личный концертный график?
— Обычно я планирую свой график на год вперед. В июне готовлю новый большой совместный проект «Музыка для органа с оркестром» с Пекинским международным камерным оркестром (с 2010 года я являюсь его солисткой). Концерты пройдут в Пекине и Владивостоке. А в июле-августе пройдет серия концертов в США, осенью — концерт в Москве с австрийской григорианской школой (Schola cantorum), ну а там уже и Рождество не за горами. Как видите, график насыщенный.
материал: Ирина Семисинова
Связанные посты:
- Слушая звуки органа В Кондопоге во Дворце искусств работает самый известный молодой органист...
Календарь публикаций
Декабрь 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012