- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
« Бесплатно в Минске я не играю »
Максим Иващенко
23 ноября в Большом зале Белгосфилармонии в рамках XXXVII международного фестиваля искусств «Белорусская музыкальная осень» с сольным органным концертом выступила заслуженная артистка России Людмила ГОЛУБ . Корреспондент «БелГазеты» побеседовал с уже давно полюбившейся минским меломанам органисткой.
— Судя по программам, с которыми вы приезжаете в Минск, для вас не существует катастрофического разрыва между классической и современной академической музыкой…
— Музыку, которую я играю , нельзя назвать совсем уж современной и актуальной: то, что пишется сейчас, достаточно далеко ушло от музыки 1970-х гг. — Софии Губадулиной, Маурисио Кагеля… При этом, к сожалению, разрыв есть, и это очень большая проблема современного музыкального искусства. Современная классическая музыка постепенно уходит в международные фестивали, в очень камерные концертные залы. Органная музыка стоит немного особняком — на нее приходит демократичная публика, самый широкий пласт слушателей. Большие залы предполагают, что публика, интересующаяся органом, может быть неподготовлена — чаще это люди, которые просто пришли послушать музыку. А вот люди, которые слушают актуальную современную музыку (написанную буквально только что), — это, как правило, либо профессионалы, либо очень узкий круг гурманов.
Ненормально, что в органных концертах звучит только Бах или старая музыка, — это проблема не только постсоветской территории. В той же Польше, где я часто бываю, проходит много органных концертов и фестивалей, но современной музыки звучит очень мало. Более того, польская публика не очень или даже совсем не хочет ее слушать. Поэтому устроители концертов просят играть классику.
Я пытаюсь найти выход из этой ситуации, включая в свои программы музыку хотя бы конца XX в. Пытаюсь делать это таким образом, чтобы не отпугнуть людей. Во-первых, очень осторожно подбираю репертуар, чередуя классическую музыку с современной. Это не обязательно хронологическая система — иногда это калейдоскоп или мозаика, где элементы связаны аналогиями и аллюзиями. Во-вторых, иногда использую определенные эффекты: например, я играла программу, где со мной выступала художница, работающая в жанре компьютерной графики.
Мы немного завлекаем публику, что-то объясняем ей — иногда эту роль выполняют аннотации, присутствующие в моих концертах. Для меня, например, очень важно, что в Минске на моем последнем концерте был практически полный зал. Это очень ценно — классические концерты далеко не всегда так хорошо посещаются.
— Такого нежного обращения требует исключительно минский слушатель?
— Это везде так! Минская публика ничуть не хуже, а может быть, даже лучше, чем какая-либо другая. У вас помимо любителей на концерты приходят и профессионалы, люди из консерватории; такую ситуацию редко встретишь в других городах. В той же Москве на органные концерты профессиональные музыканты или композиторы почти не ходят: считается, что органное искусство — это музыка для масс.
— Предложения Белгосфилармонии интересны вам, жительнице Москвы, с финансовой точки зрения?
— Очень часто я играю вообще бесплатно — например, если мне интересна концепция концерта. За какие-то другие концерты я получаю достаточно серьезные деньги, хотя и не вкладываю в эти выступления большого труда. В Минске гонорары получаются поменьше российских — тем не менее, бесплатно в Минске я не играю . Здесь мне платят, оплачивают гостиницу и билеты.
— Какое впечатление у вас сложилось об органе Белгосфилармонии?
— Один из самых больших инструментов на постсоветской территории. Большое количество регистровых возможностей, соответственно, требует большего времени на регистровку, на смешение звуковых красок, на поиск звучания. Обычно это делается ночью — для меня это очень увлекательная и творческая работа.
Ваш орган — универсальный чешский Rieger-Kloss, ему почти 50 лет. Учитывая возраст органа, он находится в… сносном состоянии. Конечно, по всем правилам ему требуется ремонт. Обычно после 20-30 лет эксплуатации органа капремонт инструмента обязателен. Этот орган давно пора реставрировать. Я так понимаю, до этого не то чтобы руки не доходят — ремонт и реставрация органа очень дорогое удовольствие.
— К акустике нашего Большого зала у вас есть замечания?
— Родная акустика для органа — это, конечно, акустика соборная. Идеальная реверберация [время уменьшения интенсивности звука до 60 дБ при его многократных отражениях. — «БелГазета»] в 4-5 секунд в условиях концертного зала абсолютно недостижима — тогда в этом зале будет некомфортно играть оркестру. Акустика зала Белорусской филармонии для органа не идеальная, но найти какие-то подходящие для нее регистровки можно.
— Все первое отделение вашей последней концертной программы в Минске, посвященной 850-летию собора Нотр-Дам де Пари, было отдано именно Баху…
— Программа, которую я играла у вас, подготовлена непосредственно к 850-летию собора, которое начинает отмечаться с декабря 2012г. 5-6 лет назад я играла пару раз в Нотр-Дам де Пари и получила письмо от протоиерея собора — всех своих исполнителей они пригласили принять участие в акциях, распространяющихся на весь этот концертный год.
В мою программу включены произведения двух композиторов, служивших органистами Нотр-Дама: это Луи Вьерн и Луи Дакен. Почти в каждую свою программу под каким-нибудь соусом я стараюсь включать произведения Баха — хотя бы потому, что иначе публика просто не придет. Сыграть изысканную программу в пустом зале — оно того не стоит. Кроме того, органная музыка Баха действительно абсолютно гениальна — я люблю его играть и считаю это обязательным. Идея собрать в одной программе французскую часть творчества Баха пришла ко мне давно — мне кажется это любопытным. А вы считаете, что французская органная музыка теряется рядом с Бахом?
— Скорее, теряется в нем, даже со всеми отсылками этих его произведений к французскому стилю…
— Безусловно, французское здесь у Баха остается, это Бах с чуть-чуть французским лицом. Скажем, его «Фантазия Соль мажор», или Piece d’Orgue, действительно, написана во французской манере. Во всех хрестоматиях и учебниках упоминается, что в данном случае Бах подражает французской традиции. Что касается «Арии Фа мажор», то она написан на тему Франсуа Куперена, является фактически транскрипцией Куперена — там не может не быть французского. «Контрапункт N6» «Искусства фуги» сам Бах подписал: «Im Stile Francese» — один только его ритм дает почувствовать эту французскость. «Прелюдия и фуга Ми-бемоль мажор» — хрестоматийное произведение, написанное в стиле французских увертюр.
— Открывающие второе отделение «Три ноэля» Дакена, тем не менее, очевидно были призваны несколько рассеять баховскую монументальность…
— При составлении программы мне чисто интуитивно показалось, что ноэли [вариации на темы французских рождественских песен. — «БелГазета»] именно в этом месте будут очень кстати. И действительно, среди двух колоссов программы, Баха и Вьерна, островок ноэлей вписался очень удачно. Я выбрала 1-й, 7-й и 12-й ноэли из его цикла «Новая жизнь» — это исключительно мой выбор, я их пересмотрела, проиграла и решила: сыграю вот эти три!
СПРАВКА «БелГазеты». Людмила Голуб родилась в Москве. В 1980г. окончила Московскую государственную консерваторию им. Чайковского по специальности «фортепиано, орган и клавесин». Выступает с сольными концертами в России, Европе, Великобритании и США. Играла под руководством Пьера Булеза, Джеймса Конлона, Иегуди Менухина, Евгения Светланова. Значительную часть ее репертуара составляет музыка ХХ в., в т.ч. российских композиторов. Выступала экспертом при строительстве органа Московского международного Дома музыки. Заслуженная артистка России.
belgazeta.by
www.principal.su
Связанные посты:
- «Органные концерты играл бы даже бесплатно» Александр Князев — о совершенстве музыки Баха и смертных грехах...
Календарь публикаций
Февраль 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012