При поддержке министерства культуры и туризма Азербайджана выпущен диск органной музыки народного артиста Азербайджана, кавалера ордена «Шохрат», композитора Хайама Мирзазаде «Белые и черные», сообщает Trend Life.

1

Сочинения представлены в исполнении профессора Бакинской музыкальной академии, известной органистки Расимы Бабаевой. Органная музыка в истории азербайджанской музыкальной культуры — явление новое, и она появилась в чистом виде сравнительно недавно. Фактически пьесы Мирзазаде стали одними из первых произведений в этом направлении в качестве цельного цикличного сочинения. Ранее были известны переложения различных произведений, в частности прелюдий Гара Гараева.

1

Хайам Мирзазаде рассказал Trend Life о том, как он неожиданно пришел к написанию музыки для органа.

«Однажды на одном из мероприятий я сидел рядом с известным академиком Ахадом Якубовым. Мой отец был с детства с ним дружен, а его дочь, ныне профессор БМА, заведующая кафедрой Таира Ягубова в то время была начинающим органистом. Он обратился ко мне с просьбой написать для нее музыку. Я ответил, что для органа Бах написал столько хорошей музыки, что даже среднюю не хочется писать», — сказал он.

Но спустя некоторое время, сев за рояль, композитор решил попробовать создать пьесы для органа соло, которые назвал «Белые и черные».

«Произведение состоит из 12 пьес: первая часть написана в тональности белых клавиш, а вторая тетрадь — черных. Я посвятил его Таире Ягубовой. Прошло некоторое время, и ко мне обратился директор Азербайджанского государственного театра оперы и балета Акиф Меликов с просьбой написать им какое-либо сочинение. На тот период у меня не было времени писать новое произведение. Тогда он прислал ко мне балетмейстера, нашего гостя из Албании Пулумба Агилыу, который теперь уже гражданин Азербайджана, работает в театре, делает много хорошего, поставил ряд спектаклей. Он прослушал мои произведения и через некоторое время предложил на основе моей музыки поставить безсюжетный балет «Черное и Белое», который был принят с интересом и оставался в репертуаре несколько лет. Тогда это была первая (или одна из первых) попыток постановки балета на музыку органных прелюдий в Азербайджане», — рассказывает Хайам Мирзазаде.

По словам композитора, он очень рад, что органисты не потеряли интерес к этой музыке.

«Ее много играли ученики Таиры Ягубовой и Расимы Бабаевой. Они и сами исполняли эту музыку на выездных концертах. Особенно хочу выделить работу Расимы Бабаевой, которая проявила особый интерес к моей музыке, много работала над нотами этого сочинения, выпустила и раздала их своим знакомым органистам, а также предложила выпустить диск. Я обратился к министру культуры и туризма Абульфасу Гараеву, и он создал все условия для выпуска диска, который уже пользуется успехом в среде органистов как Азербайджана, так и зарубежья. Недавно у Расимы Бабаевой состоялось выступление в Праге, посвященное Ходжалинской трагедии. Активное участие приняло в организации выступления посольство Азербайджана в Чехии. Концерт был принят на высоком уровне, и ее вновь пригласили выступить с концертом, что считаю прекрасным результатом», — говорит он.

По словам композитора, в целом органная музыка для нашей страны — явление новое.

«Если для фортепиано, скрипки писать начали еще в начале XX века, то органная музыка стала актуальной с появлением органа в Кирхе. Таким образом, для Азербайджана это почти новый инструмент. Я считаю, что это выступление и выпуск диска являются победой не просто азербайджанской музыки, а азербайджанской органной музыки, и в этом велика роль Расимы Бабаевой», — подчеркивает Хайам Мирзазаде.

http://www.trend.az

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.