Гарри Гродберг.
Шедевры органной классики.
И. С. Бах и музыка Вены

22 марта 2015, начало в 19:00

Концертный зал имени П. И. Чайковского

Гарри Гродберг (орган)

В концерте принимает участие
 Наталия Гродберг (орган)

 

В ПРОГРАММЕ:

 

Й. Гайдн
Две пьесы для механического органа в часах
Моцарт
Анданте
Гуммель
Прелюдия и фуга до минор
Шуберт
Фуга для органа фа минор в четыре руки
Черни
Прелюдия ля мажор
Прелюдия и фуга ре минор
И. С. Бах
Прелюдия и фуга до мажор (BWV 545)
Партита соль минор (ВWV 768)
Ф.Лахнер
Andante con moto

12+

Одно из самых известных имен на современной российской концертной эстраде — органист Гарри Гродберг (р. 1929). В течение многих десятилетий маэстро сохраняет свежесть и непосредственность своих чувств, виртуозную исполнительскую технику. Главные свойства его ярко индивидуального стиля — особая жизненная энергия в стройной архитектонической огранке, свободное владение стилями разных эпох, артистизм — обеспечивают прочный, на протяжении многих десятилетий, успех у самой взыскательной публики. Редко кому удавалось дать несколько концертов подряд в течение недели при переполненных залах в Москве.
Искусство Гарри Гродберга получило широкое международное признание. Перед ним открылись двери лучших концертных залов и величественных храмов многих стран (Берлинский «Концертхаус», Домский собор в Риге, кафедральные соборы и органные залы Люксембурга, Брюсселя, Загреба, Будапешта, Гамбурга, Бонна, Гданьска, Неаполя, Турина, Варшавы, Дубровника). Такого несомненного и устойчивого успеха суждено добиться не каждому талантливому артисту.
В последние годы европейская пресса откликается на выступления Гарри Гродберга в самых возвышенных тонах: «темпераментный исполнитель», «изысканный и утонченный виртуоз», «создатель магических звуковых интерпретаций», «великолепный музыкант, владеющий всеми техническими правилами», «несравненный энтузиаст российского органного Ренессанса».
Пресса Германии отметила триумф, с которым выдающийся органист был встречен в Берлине, Аахене, Гамбурге и Бонне. Tagesspiegel вышла под заголовком: «Великолепная игра московского органиста». Westdeutsche Zeitung восторженно аплодировала музыканту: «Блестящий Гродберг!».
Ученик Александра Борисовича Гольденвейзера и Александра Федоровича Гедике — основателей известных пианистических и органных школ — Гарри Яковлевич Гродберг продолжил и развил в своем творчестве великие классические традиции Московской консерватории, став самобытным интерпретатором не только баховского творчества, но и произведений Моцарта, Листа, Мендельсона, Франка, Рейнбергера, Сен-Санса и других композиторов прошлых эпох. Его монументальные программные циклы посвящены музыке композиторов ХХ столетия — Шостаковича, Хачатуряна, Слонимского, Пирумова, Ниренбурга, Таривердиева.
Свой первый сольный концерт органист дал в 1955 году. Вскоре после этого блестящего дебюта молодой музыкант по рекомендации Святослава Рихтера и Нины Дорлиак стал солистом Московской филармонии. Гарри Гродберг выступал с крупнейшими оркестрами и хорами нашей страны. Его партнерами по совместному музицированию стали мировые знаменитости, завоевавшие признание в Старом и Новом Свете: Мстислав Ростропович и Евгений Мравинский, Кирилл Кондрашин и Евгений Светланов, Игорь Маркевич и Иван Козловский, Арвид Янсонс и Александр Юрлов, Олег Каган, Ирина Архипова, Тамара Синявская.
Гарри Гродберг принадлежит к плеяде тех просвещенных и энергичных музыкальных деятелей, благодаря которым великая Россия превратилась в страну, где органная музыка вызывает все больший интерес у многочисленной аудитории.
В 50-е годы прошлого века Гарри Гродберг стал самым деятельным и квалифицированным экспертом, а затем и Заместителем председателя Органного совета при Министерстве культуры СССР. В стране тогда было только 7 действующих органов (3 из них — в Москве). За несколько десятилетий было воздвигнуто свыше 70-ти органов престижных западных фирм в десятках городов страны. Экспертными оценками и профессиональными советами Гарри Гродберга пользовались западно-европейские фирмы, привлеченные к созданию инструментов в ряде отечественных культурных центров. Именно Гродберг, впервые представляя органы музыкальной аудитории, давал им путевку в жизнь.
Первой «ласточкой» российской органной весны стал гигантский орган чешской фирмы «Ригер-Клосс», установленный в Концертном зале им. П.И.Чайковского еще в 1959 году. Инициатором его последующих реконструкций в 1970 и 1977 годах стал выдающийся музыкант-просветитель Гарри Гродберг. Последним актом органного строительства, перед печальным выходом из системы Госзаказа, стал великолепный орган той же «Ригер-Клосс», воздвигнутый в Твери в 1991 году. Теперь в этом городе ежегодно, в марте на день рождения Иоганна Себастьяна Баха, проходят учрежденные Гродбергом единственные в стране масштабные баховские фестивали, а Гарри Гродберг удостоен звания почетный гражданин города Тверь.
Известные фирмы грамзаписи России, Америки, Германии и других государств выпускают многочисленные диски Гарри Гродберга. В 1987 году тираж грампластинок фирмы «Мелодия» достиг рекордной для органистов цифры — полутора миллиона экземпляров. В 2000 году «Радио России» выпустило в эфир 27 передач-интервью с Гарри Гродбергом и осуществило уникальный проект совместно с радио «Немецкая волна» по выпуску презентационного тиража компакт-дисков «Играет Гарри Гродберг», куда вошли сочинения Баха, Хачатуряна, Лефебри-Вели, Дакена, Гильмана.
Крупнейший пропагандист и интерпретатор творчества Баха, Гарри Гродберг является почетным членом Баховского и Генделевского обществ в Германии, входил в состав жюри Международного Баховского конкурса в Лейпциге.
«Я склоняю голову перед гением Баха — его искусством полифонии, мастерством ритмической выразительности, буйной творческой фантазией, вдохновенной импровизационностью и точным расчетом, сочетанием силы разума и силы чувств в каждом произведении, — говорит Гарри Гродберг. — Музыка его, даже самая драматическая, устремлена к свету, к добру, а в каждом человеке всегда живет мечта об идеале…».
Интерпретаторский талант Гарри Гродберга сродни композиторскому. Он очень подвижен и все время находится в состоянии поиска новых исполнительских решений. Ничем не стесненное владение искусством игры на органе позволяет полностью раскрыться импровизационному дару, без которого немыслимо бытие артиста. Программы его концертов непрерывно обновляются.
Когда в феврале 2001 года Гарри Гродберг открывал в Самаре уникальный концертный орган, созданный по его диспозиции немецкой фирмой «Рудольф фон Бекерат», в одном из трех его концертов прозвучала Первая симфония для органа с оркестром Александра Гильмана — подлинный шедевр возрожденной Гродбергом органной литературы второй половины XIX века.
Гарри Гродберг, названный «властелином органной державы», говорит о своем любимом инструменте: «Орган — гениальное изобретение человека, инструмент, доведенный до совершенства. Он, действительно, способен быть властелином душ. Сегодня, в наше напряженное, полное трагических катаклизмов время, минуты самоуглубленного размышления, которые дарит нам орган, особенно ценны и благотворны». А на вопрос, где нынче главный центр органного искусства Европы, Гарри Яковлевич дает однозначный ответ: «В России. Нигде нет таких больших филармонических органных концертов, подобных нашим, российским. Нигде нет такого интереса к органному искусству рядовых слушателей. Да, и органы наши лучше ухожены, поскольку церковные на Западе настраивают лишь по большим праздникам».

www.meloman.ru

www.ebilet.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.