- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Ars Organi Grodnensi – органная музыка городу Гродно!
Волнующий орган, пронзительный альт, одухотворяющий гобой, вокальные композиции и хореографическая импровизация – все это слушали и созерцали собравшиеся в лютеранской церкви на Первый международный фестиваль органной и камерной музыки. В течение шести дней Гродно дышал классической музыкой – обновленная кирха принимала артистов из трех стран. О том, как это было читайте от корреспондентов Freeday.by
Гродно – перекресток культур и эпох, жемчужина Беларуси. Неудивительно, что именно у нас прошел столь необычный фестиваль. Где же еще в Беларуси можно увидеть поющую, играющую и танцующую лютеранскую церковь!
Как рассказал перед открытием пастор Владимир Татарников, идея организовать фестиваль появилась у органиста из Санкт-Петербурга Михаила Мищенко, до этого выступавшего в Гродно. Рассчитывали пригласить музыкантов из России, сыграть несколько концертов, а в итоге – полноценный музыкальный фестиваль: артисты из трех стран и три уникальных концерта ежедневно.
– Год назад, когда к нам с концертом приезжал органист из Санкт-Петербурга Михаил Мищенко, мы подумали: «Пригласим-ка в следующем году российских исполнителей, чтобы они пару днейчто-нибудь сыграли для нас». И вот, за год эта идея выросла в настоящий международный фестиваль органной и камерной музыки! Мы приглашаем вас принять в нем участие, послушать прекрасные произведения! – рассказал Владимир Татарников зрителям на открытии фестиваля.
Ars Organi Grodnensi в переводе с латыни означает: «органная музыка городу Гродно». Евангелическо-Лютеранская община и кирха имени Св. Иоанна вместе с музыкантами с искренней радостью несли классическое искусство городу.
На первый концерт мы шли в приподнятом, воодушевленном настроении. Лично я до этого слышала орган лишь несколько раз в жизни. И это был не органный концерт, а музыка в католическом храме. При этом я не католического вероисповедания. Но мне было жутко интересно послушать и посмотреть орган, поэтому несколько раз заходила в костел, чтобы услышать этот удивительный инструмент. А здесь – целый концерт!
Люди потихоньку собирались у кирхи. Разглядывали обновленное здание, переговаривались. Словом, здание кирхи сейчас выглядит ровно так, как в 1912-ом году.
Благодаря помощи городских властей, частного бизнеса и благотворительных фондов, к фестивалю был полностью закончен наружный ремонт храма. Отреставрированная, аккуратно выбеленная кирха была готова принять многодневный фестиваль. Надеемся, что скоро на башне появится и часы.
Вскоре у входа появился пастор и добросердечно пригласил всех в храм. Мы заняли места. Кстати, свободные были, но немного.
Церковь наполнилась волнующим звучанием органа! Люди не отрывали взора от виртуозно игравшего музыканта – ныне органиста лютеранского и католического храмов Вильнюса Александра Исакова, кстати, белоруса по происхождению. Публика была настолько впечатлена, что казалось, следила за каждым его движением у органа. Ассистировала литовскому гостю гродненская органистка Елена Латышева. Музыка звучала невероятно волнительно и громко. Не жалея сил, Александр полностью предался музыкальному искусству. Игра была насыщенной и эмоциональной. Благодарная публика щедро одаривала органиста аплодисментами.
В конце программы музыкант показал небольшой трюк, который он перенял от своего наставника – профессора Олега Янченко. Суть в том, что инструмент некоторое время может звучать без органиста. Используя метроном, Александр зафиксировал определенные клавиши и продемонстрировал публике эффект, отойдя от инструмента. Орган звучал без органиста. После концерта музыкант поделился с нами своими впечатлениями о гродненской публике:
Александр Исаков, Вильнюс, Литва (Уроженец Беларуси. Органист лютеранского и католического соборов Вильнюса, лауреат международных конкурсов органной музыки)
– Чувствуется, что гродненская публика соскучилась по хорошим органным концертам. Удивительно, но в Германии, в Голландии с таким интересом не слушали как в Гродно. И орган замечательный! Отличный концертный инструмент, играть было очень приятно.
Александр Исаков и Владимир Татарников
В дне-перерыве между выступлениями зарубежных гостей перед гродненской публикой выступил Валерий Шмат, участник арт-группы «Беларусы». Игра на органе сопровождалась вокалом.
На второе открытие фестиваля приехали артисты из Санкт-Петербурга. Свободных мест не наблюдалось. Пригласительные билеты заказывали заранее не только из нашей страны, но и из-за рубежа. Пастор по традиции открыл концерт. Вместе с гродненцами и гостями города концерт смотрели и слушали заместитель председателя городского исполнительного комитета Зоя Вацлавовна Кулеша, начальник управления по взаимодействию со СМИ, делам религии и национальностей Вячеслав Александрович Апанович, а также дипломатический корпус – Чрезвычайный и Полномочный Посол Финляндской Республики в Республике Беларусь и Литовской Республике Харри Мяки-Рейникка. Дипломату предоставили почетное слово:
– Уважаемые дамы и господа! Это настоящая радость для меня – присутствовать на этом мероприятии!
Посол рассказал, что в Гродно он впервые, но до этого уже успел побывать в Лиде, Минске, Орше и Витебске.
Владимир Татарников и Харри Мяки-Рейникка с переводчиком. Пастор вручает дипломату памятный сувенир с изображением лютеранского храма
Также дипломат подчеркнул общность белорусских и европейских культурных ценностей:
– Беларусь – часть европейской истории, как в прошлом, так и в настоящем и дальнейшем развитии.
Первым перед публикой предстал органист Михаил Мищенко. Собственно говоря, именно его идеей было организовать у нас фестиваль, за что ему огромное спасибо. Музыкант играл сосредоточенно, вдумчиво. Спустя час органное звучание дополнил альт в исполнении Бориса Баринова.
Немногим позже под музыкальный ансамбль органа и альта зрители увидели хореографическую импровизацию юного танцора – пантомиму, приближенную к сюжетам Священного Писания, но дающую свободу видения зрителю. Богдан Королек действительно удивил публику! Такого гродненцы еще не видели. Пожалуй, именно пантомима и заинтриговала больше всего. Хотелось увидеть своими глазами, как же можно танцевать в церкви. В своем танце Богдан то, казалось, радовался солнцу, возвышая руки к небу, то тушил огонь, то будто бы пытался найти себе кров подобно Иосифу и Марии в ночь перед Рождением Христа. И это не было нарушением привычных устоев, а наоборот – глубокое познание не только лютеранской, но и христианской культуры в целом.
После концерта Михаил Мищенко прокомментировал происходившее с небольшим экскурсом в историю христианской церкви:
Михаил Мищенко, Санкт-Петербург, Россия (доцент Санкт-Петербургской консерватории и Санкт-Петербургского университета, кандитат искусствоведения, музыковед)
– В ранней христианской церкви такое было. Не только пели, но и исполняли священные танцы. В органной музыке до сих пор сохранились специальные жанры – священный танец, священный марш. В традицию входит строгое действо – танец у алтаря по мотивам Священного Писания. Так что, то, что сегодня было здесь, вполне допустимо, – поделился Михаил, – Лютеранская церковь – поющая церковь. Сам отец-основатель Мартин Лютер был музыкантом и поощрял музыку. Прежде всего, музыку со словом. Позже распространилось и на инструментальную музыку. Поэтому концерты для лютеранской церкви, музицирование – это естественная вещь, это как продолжение молитвы. Михаил посетовал на то, что, сидя, за инструментом, не смог наблюдать пантомиму и реакцию публики:
– Не знаю, как оно было в зале, надеюсь, что получилось (улыбается). Обидно, что все слышу, а вот танец видеть не могу.
Богдан Королек о своих впечатлениях и творческом подходе
Богдан Королек, Санкт-Петербург, Россия (артист балета Театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, лауреат всероссийской премии мололых музыкальных критиков «Резонанс»)
Богдан, скажите, пожалуйста, Ваш танец – полностью импровизация? Или что-то репетировали, готовились?
– Нет, это было практически полностью сымпровизировано. Единственное, что я заранее наслушивал музыку, брал какую-то пластическую основу и развивал ее. А так, да, импровизация.
Здорово! А был ли какой-то сюжет в голове? Может, что-то связанное со Священным Писанием или полная свобода творчества?
– Немного связано, потому что все-таки церковь обязывает. Это не театральная сцена, церковь жестко ограничивает в выборе пластических средств. Как Вы могли заметить, в номере не было прыжков. Все очень сдержанно. И жестикуляция, пожалуй, была основана на церковной символике, чтобы это было узнаваемо. Ну, а дальше, я думаю, каждый в этом увидел что-то свое и решил для себя, что это означает, о чем это. Почему именно так, а не по-другому. Это уже такая большая свобода для воображения зрителя.
Скажите, а давно выступаете? Было ли раньше что-то связанное с библейскими мотивами?
– В церкви я выступил впервые. Это потрясающе! До сих пор такого у меня не было. Все благодаря Михаилу Петровичу Мищенко, его идея. В марте у нас был первый совместный с Михаилом концерт в органном зале Петербургской консерватории. В апреле выступили в Минске в Большом зале филармонии. А вот в церкви – впервые. На самом деле, это было такой авантюрой! Я привык к театральной сцене. Зрительный зал где-то далеко в темноте. Между мной и зрителями большая оркестровая яма, лиц не видно (улыбается). А здесь, конечно, сильно переживал.
Да, и мы такого еще никогда не видели!
– Я сам такого никогда не танцевал! (смеется)
На последнем концерте-закрытии мы все же увидели больше пластических элементов от Богдана, присутствовали даже прыжки.
Также на закрытии ансамбль органа и альта дополнил духовой инструмент – гобой. Что интересно, гобоист Артем Исаев тоже белорус по происхождению.
В этот день звучали, пожалуй, самые громкие овации. Седовласый мужчина с балкона прокричал«Браво!». Люди аплодировали музыкантам стоя.
Гродненцы и гости города на концерте-закрытии
И, конечно же, безумно приятно, что музыкантам, посетившим Гродно впервые, город очень понравился.
Борис Баринов о Гродно и гродненской публике
Борис Баринов, Санкт-Петербург, Россия (артист оркестра Михайловского театра, участник Михайловского струнного квартета)
– В Гродно я впервые. А вот из белорусских городов несколько раз был с концертами в Минске и Витебске. Гродненская публика, конечно, очень нравится. Но видно и слышно, что для нее такого рода концерты – это немного необычное зрелище. Гродненцам непривычно пребывать в такой обстановке. Но, тем не менее, они прекрасно справляются и принимают очень тепло. Поэтому только самые лестные слова в адрес гродненской публики могу сказать.
Борис, скажите, а как Вам сам Гродно? Уже успели пройтись, осмотреться?
– Прилетел буквально вечером, за день до концерта. Успел немножко осмотреться, пока гулял. Мне, собственно, показывали дорогу, как идти к церкви (улыбается). И вот, сегодня днем чуть-чуть удалось прогуляться. Но мне город очень нравится! Честно, он совершенно другой, чем был в моих ожиданиях.
Понимаю, такое часто бывает, когда рассказывают о незнакомом месте, представляешь его, а увидев собственными глазами, все совсем по-другому. И у Вас представление сильно разнилось?
– Мне говорили, что город красивый, есть на что посмотреть. Но ведь Беларусь в период Второй мировой войны сильно пострадала. Города были разрушены. В советские времена мало что восстанавливали. Как правило, если и брались восстановить, то только центр, а остальное отстраивали заново. И там уже привычная советская архитектура, которую можно увидеть во многих городах. А Гродно меня очень порадовал тем, что центр большой, многое сохранилось, архитектура очень разнообразная. Город, на мой взгляд, с очень такой домашней и европейской атмосферой. Вот атмосферу такую я никак не ожидал получить! Я здесь проведу четыре дня. Надеюсь, за это время посмотреть больше.
Своими впечатлениями о Гродно поделился и Богдан Королек:
– Я даже не знаю, как сказать… Я совершенно потрясен, умилен! За много лет жизни в Петербурге привык, что все время светло, шумно. Ночи белые, мосты разводятся. Все гремит и шумит! А здесь какая-то сакральная, священная тишина, темнота. Здесь очень уютно! В хорошем смысле, по-европейски. Очень по-домашнему. Гродно – гостеприимный город, очень располагает к себе.
Артем Исаев о Гродно и планах на будущий год
Артем Исаев, Санкт-Петербург, Россия (Родился и начал музыкальное образование в Беларуси. Сейчас преподает класс гобоя в Санкт-Петербургской консерватории, лауреат всероссийских и международных конкурсов)
– Огромное спасибо публике, всем жителям Гродно. Город замечательный! Я сегодня погулял, посмотрел. Очень красивый город! Доброжелательные люди, все очень здорово! Мы довольны, что такой фестиваль проходит именно в Гродно. Очень спокойная атмосфера, все как-то так по-домашнему. Беларусь всегда славилась гостеприимством. Надеюсь, что мы обязательно приедем в следующем году. Может, фестиваль будет еще больше, еще шире. Это наш первый опыт. В таком составе мы уже выступали, но это были отдельные концерты, такие разовые проекты. А чтобы такой большой фестиваль: несколько дней подряд, три концерта в день – это такое глобальное мероприятие. Я думаю, что на следующий год, если все получится, и все будут свободны, то мы обязательно приедем еще раз, уже с новой программой. Думаю, публика будет довольна.
Приятно, что город понравился артистам. К моменту выхода публикации Артем Исаев, например, уже успел поделиться видами Гродно на своей страничке в Facebook. «Как же мне нравится в Гродно!!!» – написал музыкант.
Владимир Татарников передает артистам афишу на память о Первом фестивале классической музыки в Гродно
Лично мы нисколько не пожалели, что посещали концерты! Жара ли была или ветер с дождем – абсолютно не важно, музыка была великолепная! Возможно, кто-то на концерте мог утомиться, заскучать – это естественно. Был ли то ценитель и почитатель классики или не особо разбирающийся в музыке человек – тоже не важно. Важно то, что люди все же заинтересовались и пришли. Концерты были благотворительными. Как не раз подчеркивал пастор, главной целью было то, чтобы люди разного поколения, социального положения смогли прикоснуться к искусству, насладиться органной, камерной музыкой.
Фото – Маргарита Савицкая
В материале также использованы фото из личных архивов Бориса Баринова, Богдана Королька и Артема Исаева
http://freeday.by
www.principal.su
Связанные посты:
- В Гродно в лютеранской кирхе пройдет международный фестиваль органной музыки Фото: Алексей Шота Международный фестиваль органной музыки пройдет...
- Рождественская органная музыка в Гродно www.principal.su...
- Международный праздник органной музыки пройдет в Гродно Международный праздник органной музыки «Органы Европы звучат в Гродно» пройдет...
- Ars Organi Nitra В эти дни в Словакии завершается 7-й Международный фестиваль органной...
- В Гродно возобновились работы по реставрации лютеранской кирхи На прошлой неделе рабочие вернулись к зданию лютеранской кирхи в...
Календарь публикаций
Апрель 2024 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012