Музыка мироздания завершит второй сезон в Органном зале филармонии

default

«Аве Мария», «Радуйся, Мария, благодатная!..„ — с давних пор с особыми чувствами разноязыкий христианский мир произносит слова молитвы, обращённой к Деве Марии. И именно она вдохновила музыкальных гигантов прошлого на сочинения удивительной красоты и неизъяснимой, мощной и завораживающей, силы. 15 и 16 июня поклонникам „короля всех инструментов“ представят одни из лучших шедевров этого сложившегося цикла. В Белгородской государственной филармонии прозвучат концерты „Аве Мария“ в зеркале столетий“ — достойный венец насыщенного сезона.

Первая фраза существующей во всех христианских традициях молитвы „Радуйся, Мария…“ — так к Пречистой Деве обратился архангел Гавриил в момент Благовещения (Евангелие от Луки) — и стала для неё названием. Несколько веков минуло с тех пор, как её текст привлёк к себе композиторов. Имя итальянского мастера Джованни Пьерлуиджи да Палестрина называют первым среди сочинителей. Из старейших образцов в программу белгородского концерта вошла версия испанца Томаса Луиса де Виктории, написанная в конце XVI столетия. Её, а капелла исполнит Камерный хор под управлением главного дирижёра Елены Алексеевой.
Музыку „ангельского приветствия“ создавали для разных инструментов. В неожиданных инструментально-вокальных ансамблях представят её солисты филармонии — Наталья Борисова (скрипка), Олег Шейна (виолончель), Андрей Андрейкин (труба), заслуженные артистки России Светлана Ломоносова (сопрано)и Нина Стрижова (меццо-сопрано), Ирина Колодяжная (меццо-сопрано), Галина Зольникова (сопрано), — и Камерный хор, многоголосица которого обрамит их и подчеркнёт неповторимую красоту каждого. А приведёт всё в движение махина органа — „король всех инструментов“ в силу двух клавиатур, солирующей и сопровождающей, воплощает музыку божественной природы наиболее гармонично. За органным пультом — лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин.

Пройдя сквозь время и пространство, претворяясь в мелодии разных стилей и направлений, „Аве Мария“ преодолела религиозные рамки и стала самостоятельным явлением музыкальной культуры. От старинных партитур эпохи Позднего Возрождения до современных — сегодня интерпретации „ангельского приветствия“ насчитывают свыше сорока образцов, всё новые продолжают возникать. В „Аве Мария“ в зеркале столетий» прозвучат как одни из самых популярных и знаковых из них (скажем, версии Иоганна Себастьяна Баха — Шарля Гуно и Макса Бруха белгородцы уже могли слышать), так и достаточно редких (композиции XIX — начала XX веков: Гаэтано Донецетти, Луиджи Луцци, романтические трактовки Ференца Листа, Камиля Сен-Санса). Исполнят и «Аве Мария» — два отрывка из оперных партитур «Сельская часть» Пьетро Масканьи и «Сестра Анжелика» Джакомо Пуччини.

— Моё личное открытие — пьеса современного автора Тициана Бедетти. Включить её в программу предложила Елена Алексеева. Попробовал — и извлечённые звуки показались мне музыкой мироздания, настолько они необыкновенны, — рассказывает органист Тимур Халиуллин.
Вообще не так важно, произведение какого автора перед нами — «Аве Мария» всякий раз предстаёт удивительно хрупкой, точно хрустальной, полной света, добра и грусти, но при том лишённой драматизма… Кажется, именно эта её невыразимая словами энергия позволила композиторам творить такими невероятными гармониями и красками.

Любопытны и некоторые спорные моменты, связанные с «Аве Мария», ведь где велик потенциал, путаница и даже мистификации возникнут неизбежно. Речь о версиях Франца Шуберта и Джулио Каччини, вошедших в программу белгородского концерта. Первый, немецкий романтик, в рамках вокального цикла создал «Третью песню Эллен». Да, начиналась она со слов «Аве Мария», но была написана на стихи из поэмы «Дева озера» Вальтера Скотта. Второго, флорентийского композитора XVI века, многие считают автором «прекраснейшей» из трактовок, которая и завершит концерт. Но существует мнение, что она — искусная композиция-стилизация, порождённая советским композитором Владимиром Вавиловым. Вот такая таинственная мелодия.

Чем ещё примечательна «Аве Мария» в зеркале столетий»? В неё включены пьесы для органа соло «Лунный свет» и «Вечерняя звезда» Луи Вьерна. Прямо с «ангельским приветствием» они никак не связаны. Их схожесть — в уникальном настроении, что гораздо важнее. И действительно, «Аве Мария» — музыка особого настроения. Лирика, созерцательность, религиозный мистицизм — весьма необычное сочетание. Возникая как-то незаметно между строк, между нот, оно неизменно достигает самых потаённых глубин слушателей и пробуждает их для жизни духовной.

Екатерина ШАРОНОВА
Наталия КОЗЛОВА (фото)

http://muzkarta.info

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.