В Красноярске открылся II Международный фестиваль органной музыки «Вселенная Орган». Успех первого органного фестиваля в прошлом году оказался настолько ощутимым, что было бы странно не продолжить удачное начинание, считает известный красноярский органист и идейный вдохновитель этого проекта Андрей Бардин.

 

— Слушатели вообще любят фестивали, — говорит музыкант. — Потому что фестиваль — это всегда праздник, какое-то особенно радостное настроение в зале.

 

А для филармонии — возможность привлечь большее внимание публики к органу?

Разумеется. (Улыбается.) Хотя на невнимание наших слушателей мы и так не жалуемся, орган в Красноярске любят. Цены на концерты доступные. На местных исполнителей — билеты по 100-200 рублей, на гастролеров — от 300 до 600 рублей.

В Красноярске и прежде проходили органные фестивали. В чем особенность нынешнего?

Название «Вселенная Орган» возникло неслучайно. Орган — это изначально инструмент музыкальной проповеди, средство массовой коммуникации. Он не предназначен для какого-то узкого круга знатоков и любителей органной музыки.

Хотя такое заблуждение довольно распространенное…

Возможно. Но орган должен обращаться ко всем и к каждому — это инструмент-глашатай, инструмент-трибун. Поэтому на фестиваль мы приглашаем органистов-коммуникаторов, которые умеют зажечь аудиторию, вовлечь ее в процесс слушания и сотворчества. И могу с уверенностью сказать, что такой состав исполнителей, который представлен на нашем фестивале, может украсить самые престижные сцены в любом уголке мира.

Кто участвует во второй «Вселенной Орган»?

Открыла его Евгения Лисицына — легендарная органистка Домского собора в Риге. К слову, так получилось, что у нас совпали орбиты двух фестивалей — нашего и журнала «Орган». Концерт Евгении как раз состоялся благодаря фестивалю этого журнала, который стартовал в августе и завершится в январе 2011 года. В основном он проходит на площадках Москвы, но захватывает еще и несколько городов России, в том числе и Красноярск. Кстати, я сам в октябре выступал на этом фестивале, с сольной программой в историко-ландшафтном музее-заповеднике Царицыно.

Но вернемся к фестивалю «Вселенная Орган». Российские гастроли голландского органиста Марселя Ферхеггена тоже очень удачно с ним совпали, и мы с удовольствием включили его выступление в программу. Новосибирская органистка Наталья Багинская исполнила сольный концерт, плюс мы сыграли с ней дуэтом. На органе вдвоем играют редко, поэтому такие концерты всегда притягательны для публики.

А что в дальнейшей программе фестиваля?

Буквально 17-18 ноября у нас в гостях московская органистка Олеся Ростовская. Чем уникальны ее концерты — она будет играть не только на органе, но также на рояле, клавесине и терменвоксе. Последний инструмент вообще можно услышать в Красноярске нечасто. А Ростовская — в десятке лучших исполнителей мира, кто играет классику на терменвоксе.

Заманчиво!

Думаю, пропускать такой концерт нельзя ни в коем случае. Впрочем, то же самое я могу сказать и о других солистах. В завершение фестиваля состоятся два концерта нидерландского органиста Аарта Бергверффа, которого наши слушатели запомнили еще на первом фестивале. 25 ноября в его сольной программе музыка Баха, Пьяццоллы и других композиторов. А 27 ноября у него совместный концерт с Красноярским симфоническим оркестром.

Что-то вы, Андрей, скромно умалчиваете о своем выступлении…

Не умалчиваю. (Улыбается.) 21 ноября у меня сольный концерт Stylus fantasticus — то есть фантазийный или фантастический стиль. Под таким названием в историю вошли свободные композиции авторов северонемецкого барокко. Это Дитрих Букстехуде, его предшественник Франц Тундер, Николаус Брунс и музыка молодого Баха — того периода, когда он еще находился под влиянием Букстехуде. Собственно, знаменитая Токката и фуга ре минор Баха — образец именно того стиля.

В вашем концерте она прозвучит?

А как же! Вообще, давно известно: если в афише есть Бах, внимание публики к концерту обеспечено. Думаю, у большинства людей органная музыка связана прежде всего с именем этого композитора.

А кто еще из композиторов, сочинявших для органа, наиболее популярен у красноярских слушателей?

Шуберт, особенно его Ave Maria. Большой интерес к экспериментам, когда, например, на органе звучит киномузыка. Любят Таривердиева. А еще безусловный хит — Адажио Альбинони. Очень любопытна история этого произведения. Написал его в 40-х годах прошлого века итальянский музыковед Ремо Джадзотто — на основе обрывка партитуры Альбинони размером в шесть тактов, который он якобы нашел в какой-то библиотеке.

Якобы?

Дело в том, что этого обрывка больше никто не видел. А Джадзотто очень любил творчество Альбинони, изучал его. И не исключено, что он свой собственный опус приписал любимому композитору. Такая вот мистификация. Но, так или иначе, это Адажио для струнного оркестра и органа стало всемирным хитом.

Большинство концертов фестиваля пройдет в органном зале, и только на его закрытии будет звучать электронный орган в малом зале. Как вы лично относитесь к этому инструменту?

Хорошо. Но только в том случае, когда им не пытаются подменить орган духовой, настоящий. Для меня это сложная тема, потому что несколько лет назад была идея построить органный зал на Взлетке, приобрести туда новый духовой инструмент, старый орган отправить в Норильск. А костел, в котором мы сейчас выступаем, вернуть наконец католической общине. Но потом грянул кризис, проект благополучно похоронили. А сейчас, после установки электронного органа в филармонии, некоторые думают, что тем самым можно решить проблему передачи костела католикам. Нельзя, не надо дурачить людей! Во-первых, не стоит превращать малый зал в органный. Орган там просто краска, он нужен для того, чтобы исполнять программы с хором, с оркестром. А во-вторых, как я уже сказал, не может электронный инструмент заменить духовой. Да, наш орган давно нуждается в капитальном ремонте, в 2013 году ему исполнится 30 лет. Так, может, стоит его отремонтировать, если пока нет возможности построить новый зал?

Но в целом вы не против возвращения костела католической церкви?

Я против недальновидных решений. Знаете, какая катастрофическая ситуация сейчас сложилась с органом в Челябинске? Он установлен в православной церкви, это историческое здание, на которое делал пожертвования еще Николай II. И с 1991 года, когда вышел указ Ельцина о возвращении культовых зданий, церковь пытается ее вернуть. Но прежний патриарх Алексий II очень мудро сказал, что раз из храма духовного он превратился в храм высокого искусства и несет благородную просветительскую миссию, — значит, так угодно Богу. А губернатор Михаил Юревич, видимо, решил угодить новому патриарху Кириллу и пообещал освободить храм и передать его церкви. Совершенно не задумываясь, куда переместить орган, — а это, между прочим, один из лучших инструментов в стране! В здании уже идут богослужения, а судьба органа до сих пор не решена, потому что подходящего помещения в Челябинске для него так и не нашли… К сожалению, в нашей стране очень много примеров таких вот крайностей. В свое время расстреливали священников, сбрасывали кресты и колокола с куполов. А сейчас политика зачастую столь же безмозглая, но только по отношению к культуре. Мол, давайте все вернем назад, а музыкантов погоним взашей. К счастью, у нас в Красноярске с католической общиной очень корректные отношения. И будем надеяться, что у наших краевых властей хватит мудрости решить проблему грамотно.

Заметно, что немалое место в афише органного зала занимает детская программа…

Это насущная необходимость. Если мы сами не подумаем о нашем будущем слушателе, завтра к нам никто не придет. Особенно приятно, что приходят дети не только из музыкальных школ, но и из общеобразовательных и даже из детских садиков — у нас есть абонементы для разных возрастов. Мы проводим детские абонементы с 1999 года, и думаю, что часть публики, которая регулярно посещает вечерние концерты, — вчерашние дети, которые выросли на органной музыке. А значит, наши усилия не напрасны.

18 ноября 2010

Елена Коновалова, «Вечерний Красноярск» № 45 (286)

http://www.newslab.ru

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.