Анастасия Преображенская

Андреас Кавелиус: в органисты я б пошёл, пусть меня научат!

«Возраст — это не важно! Для каждого музыкального инструмента написано столько мелодий, что жизни не хватит, чтобы все их сыграть!»

10 сентября в рамках Фестиваля немецкой культуры в Ульяновской областной в филармонии состоялась творческая встреча органиста Андреаса Кавелиуса с воспитанниками музыкальных училищ города.

 Это мой первый приезд в Россию, — рассказывает Андреас, — вчера я был в Казани, там у меня была встреча со студентами музыкальных школ и училищ.

 Во время нашей беседы сложилась такая гармоничная атмосфера, это просто поразительно!

— А что запомнилось больше всего?

 — Впечатлений очень много. Больше всего запомнилось путешествие из Казани в Ульяновск: вокруг дороги — только лес и маленькие….(деревянные, подсказывает переводчица)… да, деревянные домики. Такой разительный контраст: с одной стороны, многомиллионные города, с другой — такие маленькие домики. Но контраст на самом деле производит положительное впечатление! Вчера я также был в музее Симбирской фотографии на мастер-классе. Русские люди очень открытые, они не относятся к тебе как к чужестранцу из далекой страны, ты чувствуешь, что тебе здесь рады! 

 — Что Вы думаете о студентах наших музыкальных заведений?

 — Поражает их внимательность, интерес, с которым они слушают. Они думают о своем будущем и задают очень серьезные вопросы. В связи с той ситуацией, которая сложилась в музыкальных школах в Германии (Андреас говорит о том, что на данный момент в музыкальных школах на его родине не хватает преподавателей, прерывается связь между поколениями, так как те, кто учит сейчас, очень скоро уйдут на пенсию, а «молодой замены» нет. Сокращается количество учителей — и в результате сокращается количество учеников), подобные встречи очень полезны.

 Для Андреаса очень важен личный, непосредственный контакт с молодежью, вся информация в Интернете анонимна, не вызывает доверия. А когда из той страны, которая предлагает обучение, приезжает человек и сам всё рассказывает — это совсем другое дело! Разговор шел, главным образом, о музыкальном образовании в Германии. Маэстро рассказал ребятам о том, как происходит обучение органной музыке, на сколько ветвей оно делится. Оказалось, что если ты учишься музыке в Германии, впереди тебя ждет одна из трех профессий: преподаватель музыки для вузов, преподаватель для общеобразовательных и музыкальных школ и музыкант, работающий в церкви. У каждой профессии — свои трудности, свои особенности. Игра на органе — хотя и профильный, но, конечно же, не единственный предмет: учатся игре на других музыкальных инструментах, теории, педагогики, хоровому пению.

 Сам Андреас работает в церкви, считает, что это — самая многогранная и интересная профессия из трех. Зарплата музыкантов, работающих в церкви, складывается из добровольных пожертвований, так как у самих церквей сейчас не хватает денег, чтобы оплатить труд органистов. «Зарплата у нас не такая, что с хлеба на воду перебиваемся, но и не богачи — в общем, на жизнь хватает!», — говорит Андреас.

 В Германии обучаться мастерству игры на органе дети начинают с 4-5 лет. Как и в России, ученики сначала осваивают технику игры на пианино, а затем переходят непосредственно к органу. Где же они берут орган для практики, ведь орган — самый большой музыкальный инструмент в мире?! Андреас преподает орган в церкви — есть дни, в которые церковь открыта для учеников. Также органы есть и в музыкальных школах, которые бывают двух видов — частные и, соответственно, очень дорогие, и государственные. Но не важно, какую музыкальную школу ты заканчивал, поступить в университет очень трудно — вступительные экзамены довольно сложные; а если поступишь — то придется платить за два года, но это не является гарантией того, что ты потом станешь преподавателем в университете. Кроме того, платить надо 500 евро за семестр, а для студентов это приличная сумма. Сложность вступительным экзаменам добавляет и жесткая конкуренция — студенты из России приезжают в Германию, чтобы тоже получить высшее музыкальное образование. «А так как в России, как и в Америке, и в Азии, начальное музыкальное образование намного сильнее, чем в Германии, то нашим студентам приходится несладко!», — смеется Андреас.

 Ребята спросили Андреаса, в каком возрасте студенты в Германии заканчивают высшие музыкальное образование и каковы шансы устроиться потом на работу. Вот что ответил маэстро:

 — В Германии высшее музыкальное образование заканчивают в 27 лет (в зале раздаются возгласы удивления), для Германии это довольно рано, а для всего остального мира — поздно. Больше всего шансов устроиться на работу, если ты учился на преподавателя музыки для музыкальных школ, потому что их очень много. Стать преподавателем в университете очень трудно, так как не только немецкие музыканты претендуют на эти должности. Там очень жесткая конкуренция. Можно устроиться работать в церковь, но там придется руководить хором и иногда даже помогать в подготовке литургии. Но зато будете играть каждый день, а это практика.

— Андреас, скажите, если я захочу научиться играть на органе, что мне надо для этого сделать?!!

 — В Германии вы идете к учителю, он спросит вас, что вы знаете о музыке, на каких музыкальных инструментах умеете играть. И если учитель хороший, то через несколько уроков он скажет, сколько времени вам потребуется, чтобы достичь определённой цели.

 — Вы говорили, что начинать обучение надо в 4-5 лет, а мне 20!

 — Возраст не имеет значения! Для каждого музыкального инструмента написано столько мелодий, что жизни не хватит, чтобы все их сыграть! Главное не возраст, а связь поколений, то, что музыка передается из поколения в поколение, это самое главное!

 Не смотря на то, что Андреас первый раз в России, ему очень хочется завязать побольше знакомств, пообщаться со всеми-всеми-всеми, чтобы в дальнейшем наладить сотрудничество между Крефельдом и Ульяновском в сфере музыкального образования.

 — Я бы очень хотел, чтобы немецкие студенты могли приезжать сюда, а русские студенты — в Германию. Это нужно для того, чтобы узнать как можно больше о земле, о людях, о культуре, об обществе. Я уже не один раз говорил, что важнее всего и лучше всего для обучения — именно личный контакт. Это мой первый раз в России и в Ульяновске, но я уверен, что у нас все получится!

 

 

Comments are closed.