АННА МОКРОВА И ОРГАН ЛУГАНСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ФИЛАРМОНИИ.

Орган Луганской областной филармонии можно считать уникальным для Украины — это единственный в стране инструмент, изготовленный знаменитой немецкой фирмой «Александр Шуке». Есть сведения, что харьковчане хотят установить у себя такой же, однако пока еще Луганск остается в гордом одиночестве.Следует сказать, что большинство концертных органов построили чехи, однако, именно немцы со времен Букстехуде и Баха являются законодателями моды в этом деле.

«На три органа меня не хватило бы»

Как по мне, самым большим дивом является то, что в пролетарском Луганске смогли появиться и собственная органистка и настройщик библейского инструмента (немцы в средние века называли орган Ancilla Domini — «Труба Господня». Свои, местные, не то, чтобы «коренные» — у полукочевом Донбассе все откуда-то приехали, если не отцы, то дедушки-бабушки — точно! Но, как бы то не было, Анна Мокрова родилась и выросла в Луганске в семье журналистов. Последнее место работы отца Леона Ермиловича еще с советских времен — собкор «Рабочей газеты». А мог стать и оперным певцом — журналисты старшего поколения до сих пор рассказывают про его сольные выступления на разных полу- и совсем неофициальных собраниях. Но орган…

— В детстве услышала пластинку, и у меня появилась мечта. А когда училась в Киевской консерватории впервые услышала орган. И уже с первого курса начала серьезно заниматься этим инструментом. Стажировку проходила в Лейпциге — городе, где жил и творил Бах, и в Братиславе, у легендарного органиста профессора Фердинанда Клинди. К слову, он еще и доктор медицины мирового уровня, у него немало публикаций по проблемам крови. Я очень горжусь, что он был моим учителем.

— После консерватории Вы сразу вернулись в Луганск?
— Я работала в Каменец-Подольске на знаменитом органе в католическом соборе и была абсолютно счастлива. Потому, что в то время в костелах органа не было, а в концертных залах они звучали не так хорошо. Обстановка, природа, история — там было все. Город — один из наибольших туристических центров: на моих концертах побывало более ста тысяч слушателей. Я там отыграла более тысячи концертов. Играла ежедневно, начиная с мая и заканчивая глубокой осень. Потому что помещение не отапливалось. Еще когда училась, мечтала наиграться. В Каменце моя мечта сбылась. Когда открылся орган в Луганске, некоторое время совмещала: летом — Каменец, зимой — Луганск. А когда в Хмельницком открылся зал органной музыки и меня туда пригласили, поняла, что должна выбирать. На три органа у меня сил уже не хватало, и я переехала в Луганск. Сегодня я тут — единственная органистка.
— Луганский орган чем-то отличается от других?
— Наш орган — безупречен по всем показателям. Очень тщательно проработаны все голоса. исходя из пропорций зала нашей филармонии, он вышел не самым большим: такой средний орган, но у него есть своя особенность: это типичное барокко. То есть звучание соответствует идеалу, который был в XVIII столетии. Поэтому звук у нашего органа благородный, насыщенный. Поверьте, мне есть с чем сравнивать. Я представляю, как он звучал бы в обстановке собора или в специальном концертном зале, где высокие потолки и нет мягких кресел. То есть, где меньше комфорта, но больше условий для акустики.

Пять килограммов нот

Первый концерт органной музыки в Луганске осуществился 1 марта 1985 года. До этого его пять лет строили мастера из Потсдама. Реконструкция строения областной филармонии длилась семь лет. И, если, отдельные исполнители и даже симфонический оркестр могли тешить луганских любителей классики в других концертных залах областного центра, то органистка этого была, понятно, лишена. Зато теперь Луганск может гордиться еще одним уникальным приобретением.
Ныне покойный директор филармонии Виктор Кулдыркаев был не музыкантом, а строителем (его очевидно и назначили на эту должность с учетом реконструкции, которая намечалась). И, главная его заслуга перед луганским искусством — саркофаг, возведенный над органом, что позволило не только избежать разборки инструмента. Органистка имела возможность не прерывать занятий любимым делом, однако без зрителей.
— А что Вы играли на первом концерте?
— Конечно же токкату и фугу ре-минор Баха.
— Орган инструмент католический…
— В исторических документах зафиксированно, что орган когда-то стоял в Софийском соборе Киева. Во времена Ярослава Мудрого он сопровождал церемонии государственного значения. Потом такая практика исчезла: в православной церкви запрещено использование инструментов в службе. В Виннице был скандал. Когда-то орган установили в православной церкви чтобы спасти строение. А в какой-то момент верующие этот орган выкинули. Органист и его помощник по частям собирали инструмент, и он много лет стоял в ящиках на разных складах. Потом его возродили в католической церкви и на написали символическую запись: «Умрешь, чтобы воскреснуть».
— У Вас существуют проблемы с подбором репертуара?
— В моем репертуаре все любимые произведения, но я заметила, что если прекращаешь искать, изучать что-то новое, останавливаешься на месте. Мы обмениваемся между собой нотами и мне, я считаю, повезло. Мне из Америки прислали 5 килограмм нот. Старенький органист с украинскими корнями путешествовал по Западной Украине и побывал у меня на концерте. Мы познакомились, и он спросил сто мне нужно. В 90-е годы хорошие ноты были недоступны, и я попросила прислать мне ноты для органа. Он выслал — тысячи произведений: и на мой век хватит и преемникам останется!

Органный мастер любит бардов

Орган — это тысячи труб, в частности луганский — 2 731. А еще сколько там деревянных коробочек, через которые в трубы подается воздух. Раньше его качали помпой с помощью мехов специальные люди. Сегодня это делает электрика. В некоторых современных органах усилия от клавиши до клапана на трубе тоже передается электрическим способом, но в луганском органе все остается так же, как было во времена Иоганна Пехельбеля и Иоганна Себастьяна Баха. То, что клавиатура работает мягко, а трубы выдают барокковские звуки, это заслуга не только создателей, но и настройщика органа , мастера Анатолия Петровича Апостолова.
С мастером мы встретились отдельно. Как и подобает мужчине, о работе он говорит менее эмоционально, иногда даже сухо.
— У каждого инструмента есть свой особенный голос, но с чисто технической точки зрения это обычный инструмент. Высота звука зависит от длины трубы. Наибольшая труба — четыре метра, наименьшая — пять-семь миллиметров. Материал — сплав олова со свинцом. Должен звучать не металл, а именно столб воздуха в трубе. Поэтому их изготавливают из мягких металлов, хотя иногда для создания специального тембра добавляют медь.
Но иногда у мастера прорывается:
— Не буду называть имен, но приезжали к нам исполнители… Как не старались, а инструмент у них как не живой. А другой садится, делает то же самое, инструмент живет.
— Профессиональный слух не мешает отдаваться музыке во время концертов?
Отклонения случаются и у великих музыкантов — иначе и музыки бы не было. Я люблю зайти в зал, присесть в последнем ряду и послушать. Я занимался классической музыкой всю жизнь, но люблю… бардовскую песню. Визбор, Клячкин…
— Расскажите, откуда в Луганске появился органных дел мастер?
— Был фортепианный мастер. Потом перешел в филармонию на работу настройщиком. Я присутствовал на всех этапах создания органа в 1980-85 годах. Естественно, что все потом попало в мои руки. А желание у меня было: еще мой отец настраивал, меня научил!
— А электрикой кто занимается?
— Так это же моя профессия!
— А случались такие ситуации, когда органу требовалась «скорая помощь»?
— Такого не было — это же творение немецких мастеров. Одна беда: требуется полная очистка от пыли, которая проводится раз в десять лет. Но смотрите, с 2001 по 2008 филармония стояла на реконструкции… Правда обещали деньги выделить на этот год, а тут кризис…
— Как же Вы один справляетесь с таким огромным инструментом?
— А во время настройки Анна Мокрова работает помощником органных дел мастера на общественных началах. Кому то же и клавиши надо нажимать, когда я на третьем этаже!
— Помощник дисциплинированный?
— Конечно!

Михаил Бублик
Перевод с украинского — Дины Симонян

http://dina-simonyan.livejournal.com

 

 

www.principal.com

 

Comments are closed.