Прусская принцесса Анна Амалия, которую в семье звали Амели, любила музыку и музыкантов. Ее личный орган, восстановленный реставраторами, теперь можно послушать в одной из берлинских церквей.

Прусская принцесса Анна АмалияПрусская принцесса Анна Амалия

Органы, как и рояли и пианино, а также платяные шкафы и стиральные машины, не любят переездов. Более того, переезды им противопоказаны. Самый старинный орган Берлина переезжал в своей жизни не раз. Неудивительно, что на старости своих 250-ти с лишним лет он потерял голос. Потребовалась операция – вмешательство реставраторов. Оно увенчалось успехом: пациент снова обрел голос и несказанно похорошел.

«Принцесса» принцессы

Об органе принято говорить как о «короле инструментов». По-немецки орган – die Orgel – женского рода, поэтому величественный инструмент называют «королевой». Свою подопечную реставраторы, однако, окрестили «принцессой». За сравнительно небольшой размер и элегантность, но не только. Более 250 лет назад этот орган, ныне установленный в Благовещенской церкви (Kirche zur Frohen Botschaft) в берлинском районе Карлсхорст, был изготовлен по заказу прусской принцессы Анны Амалии (Anna Amalia).

Орган в церкви Благовещения
«Принцесса» в интерьере Благовещенской церкви.

Принцесса увлекалась музыкой и даже сама сочиняла. Вильгельм Фридеман Бах (Wilhelm Friedemann Bach), старший из сыновей великого Иоганна Себастьяна, однажды подарил ей фугу, посвятив сочинение Анне Амалии (близкие звали ее на французский манер — Амели). Вполне вероятно, первое публичное исполнение «подарка» состоялось на только что починенном инструменте. Партитура фуги до сих пор хранится в Берлинской государственной библиотеке. «Можно себе представить, что Вильгельм Фридеман не просто вручил принцессе ноты, но и показал, так сказать, как с ними практически обращаться», — полагает сотрудник Баховского архива в Лейпциге (Bach-Archiv Lepzig) Петер Вольни (Peter Wollny).

Поклонница Бахов 

Следует отдать дань уважения просвещенной принцессе: она всерьез увлекалась музыкой лейпцигского кантора и поддерживала отношения с его старшими сыновьями, стараясь узнать от них как можно больше об их отце. Ее личным учителем «музыки и контрапункта» был композитор и органист Иоганн Филипп Кирнбергер (Johann Philipp Kirnberger), один из учеников «старого Баха».

«Принцесса» принцессы была создана около 1753 года и первое время стояла в личных покоях Анны Амалии – угловой комнате Городского дворца в Берлине. Затем Анна Амалия переехала во Дворец кронпринца на бульваре Унтер-ден-Линден. Органу пришлось переехать вслед за ней. После смерти хозяйки ее орган был подарен одному из придворных и переехал в его поместье под Берлином, где и простоял в местной церкви полтора века.

Когда бедность становится преимуществом

Община, куда переехал орган, была очень бедной, поэтому он сохранился до середины 20 столетия практически без изменений. С точки зрения реставраторов, это — редкое счастье: в более богатых церквях органы подвергались регулярным «улучшениям», что лишало их исконного характера и тембра. Наконец, в 1956 году орган был перевезен в церковь Благовещения в Карлсхорсте.

 

Евангелическая церковь Благовещения в Карлсхорсте
Евангелическая церковь Благовещения в Карлсхорсте.

Несмотря на аристократическое происхождение, имя строителя органа точно не известно. Однако эксперт по старинным органам и консультант реставрационного проекта Дитрих Кольманспергер (Dietrich Kollmannsperger) убежден, что инструмент вышел из мастерской Йоахима Вагнера (Joahim Wagner), которого называют «прусским Зильберманом» (Готфрид Зильберман – самый знаменитый немецкий органный мастер и друг Баха). «Это наверняка инструмент Вагнера или одного из его учеников, — говорит специалист. — За его устройством стоит целая школа, можно сказать – своя философия органостроения». 

Звук, которому 250 лет

«Вагнеровские» органы, по сравнению с «зильбермановскими», обладали меньшим объемом звучания и издавали звук более мягкий и теплый, чем «серебристое пение» шедевров Зильбермана. Специалисты склонны скорее сравнивать «вагнеровские» инструменты с итальянскими органами: «Конечно, большое чудо, что до наших дней сохранился инструмент со всем богатством его исконной регистровки, и мы можем слушать то же чудное звучание, что и первые слушатели», — восторгается Дитрих Кольманспергер.

Немалые средства, вложенные в реставрацию «органа принцессы Амалии», наверняка окупятся, ведь теперь церковь Благовещения станет единственным местом в Берлине, где можно слушать органную музыку эпохи барокко в ее оригинальном звучании. Уже на следующий год намечен целый цикл концертов.

Автор: Анастасия Рахманова

http://www.dw.de

 

 

www.principal.su

 

Comments are closed.