25 мая в Органном зале Белгородской государственной филармонии прозвучал «Орган в транскрипциях» — второй концерт гостя города, заслуженного артиста России, органиста и органного мастера Ульяновской областной филармонии Александра Титова.

В первом отделении программы были исполнены концерты А. Вивальди в переложении И.С. Баха: концерт a-moll BMW 593 в трёх частях (переложение скрипичного концерта RV522), концерт C-dur BMW 594 в трёх частях (переложение скрипичного концерта «Grosso Mogul» – «Великий Могол» RV208), концерт d-moll BMW 596 в четырёх частях (переложение Concerto grosso RV565). Во втором отделении концерта «Орган в транскрипциях» белгородским слушателям представилась возможность насладиться фортепианным циклом «Картинки с выставки» (прозвучали все 10 пьес) в переложении для органа Оскара Готлиба Бларра. Интерпретация сочинений в транскрипциях или переложениях для органа в частности — это отдельная область исполнительства, непременно важная и необходимая как исполнителю, так и слушателю в процессе постижения музыкального олимпа. Личная беседа с органистом позволила узнать, каковы музыкальные впечатления и предпочтения Александра Титова.

 

— Каковы Ваши самые яркие воспоминания о годах учёбы в Казанской консерватории?

 

— Воспоминаний очень много, но, конечно, прежде всего — это общение с моим педагогом, ныне — ректором консерватории, профессором Рубином Кабировичем Абдуллиным. Это ярчайший музыкант, блистательный органист и просто музыкант с большой буквы.

 

— Многое ли Вам дала учёба в классе фортепиано и органа у Рубина Абдуллина?

 

— Да, очень многое… Я сформировался именно как музыкант в его классе. — Часто бываете с визитами в Казани? — В последний раз играл полгода назад все крупные сочинения Листа для органа в связи с 200-летием со дня рождения этого композитора (1811–1886).

 

— Вчера на концерте (24 мая) Вы представили исполнительский экскурс в историю жанра органной токкаты. Это Ваш любимый жанр органной музыки?

 

— Нет. Это всего лишь одна из наиболее ярких сторон органной музыки, поскольку сам жанр токкаты очень эффектный, вызывает повышенный интерес у публики.

 

— Музыку каких органных композиторов Вы предпочитаете исполнять больше всего?

 

– Вы знаете, у меня нет среди великих композиторов «нелюбимых». Практически каждый из великих композиторов оставил свой след в истории органной музыки — кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Прежде всего, конечно, это Бах. Я думаю, что это любимый композитор всех органистов, а дальше…можно без конца продолжать… Любимых нет, есть просто композиторы, к которым приходишь со временем и ощущаешь непреодолимую потребность играть именно этого композитора. Это зависит от состояния души, от времени…

 

— Вы давали концерты во многих органных городах России и за рубежом. Где, на Ваш взгляд, в России наиболее удачно построенные органы?

 

— Есть органы, на которых не очень удобно играть, но которые представляют собой шедевры органостроения, как например орган парижской фирмы «Кавайе-Коль» («А. Cavaille-Coll») в Большом зале Московской консерватории. На нём очень тяжело играть, но это не значит, что на нём играть неприятно. Все трудности, которые приходится преодолевать, способствуют тому, чтобы в конце концов был достигнут тот результат, который нужен.

 

— Каким Вам показался орган в Белгороде?

 

— Белгородский орган, я считаю, — орган просто выдающийся! Подчеркну одно обстоятельство: концертных органов немецкой фирмы «Ойле» («Eule») в России всего три. Это Ульяновск, где я имею честь работать, Челябинск, и теперь в элитном клубе одной из лучших органостроительных фирм мира оказался Белгород. Это потрясающий орган, на котором можно играть любую музыку, орган, обладающий превосходными звуковыми, игровыми качествами. Плюс — потрясающий зал, который в комплексе способствует поддержанию столь замечательных качеств. Потому что мы знаем, что без хорошей акустики орган теряет больше половины своих качеств. У нас в Ульяновске, к сожалению, орган не звучит так, как он мог бы звучать, хотя все его хвалят. У вас просто великолепный тандем замечательного органа и акустики.

 

— Сложно быть органистом и органным мастером одновременно?

 

— Очень сложно… Особенно когда заранее знаешь, что если что-то сломалось, то тебе придется потратить огромное количество часов, чтобы устранить эту поломку. Это с одной стороны. А с другой стороны, конечно, легче, потому что ты относишься к инструменту бережнее, зная, что может произойти в противном случае.

 

— Когда Вы порадуете нас Вашим следующим визитом?

 

— Как только пригласят — оставлю все свои дела, приеду, и с огромным удовольствием буду играть в этом замечательном зале.

Специально для А-фишки, Марина Андрейкина

 

Comments are closed.