- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Александр Майкапар: «В исполнении музыки Баха важно с увлечением следить за жизнью голосов»
14.11.2012
В эти дни в Российской академии музыки имени Гнесиных проходит Седьмой Международный симпозиум «Орган В XXI веке». Программа нынешнего форума отличается небывалой насыщенностью и сбалансированностью одновременно. Глубокомыслие научных органных чтений с лёгкостью сменяется блеском и виртуозностью выступлений лучших органистов нашего времени.
Впервые в рамках симпозиума состоится мастер-класс мэтра органного исполнительства, заслуженного артиста России, клавесиниста и музыковеда Александра Евгеньевича Майкапара, который вместе со своей ученицей Майей Оганян (Италия) продемонстрируют слушателям увлекательные контрапунктические тонкости Двухголосных инвенций Иоганна Себастьяна Баха на клавесине, клавикорде, органе и фортепиано.
Накануне мастер-класса Александр Евгеньевич рассказал в интервью о месте органа в XXI веке и технологических тонкостях преподавания полифонии маленьким музыкантам.
Елена Кравцун:
Александр Евгеньевич, как вы, современный человек, живущий в космическом XXI веке, воспринимаете орган, этот величественный и древний инструмент?
Александр Майкапар:
Честно признаюсь, я не очень склонен к глобальным философским обобщениям. На мой взгляд, органное исполнительство и композиторское творчество продолжает развиваться. С появлением электронных инструментов у музыкантов появились возможности постоянной работы над техникой игры, над координацией рук и ног. На сегодняшний день даже во многих музыкальных школах имеются электронные органы. Этот факт вывел подготовку органиста на принципиально новый уровень. В училище, например, юные музыканты приходят не только с желанием учиться игре на органе, но они уже и многое умеют. Это ситуация весьма отличается от той, когда я воспитывался. Тогда заниматься можно было лишь на инструментах в консерватории, которые были жёстко расписаны по времени. Студенты хватались за любую возможность заниматься в костёлах, в концертных залах, нередко в позднее время, поэтому органисты — люди ночные. К примеру, в консерватории занятия у Леонида Исааковича Ройзмана (органист, пианист, профессор Московской консерватории) начинались в семь утра. Сегодня же техника позволяет обзавестись домашним электронным органом.
— Кого бы из современных композиторов, пишущих для органа, вы выделили?
Современной музыки для органа создаётся очень много. Как правило, авторами являются собственно органисты. Например, французский органист и композитор Жан Гийю. Большинство его произведений настолько виртуозны и трудны, что не занимают достаточного места в репертуаре исполнителей. Хотя ему удалось создать вокруг себя школу молодых органистов, которые специализируются на исполнении его произведений и такого рода музыки вообще. Основное внимание в своих сочинениях Гийю уделяет метрической и гармонической сторонам своего музыкального языка, впрочем, как и многие современные композиторы, которые проявляют просто чудеса изобретательности. Однако почти вне поля их зрения и заботы остаётся мелодия, тогда как устройство органа позволяет добиться исключительного разнообразия в исполнении кантилены.
— Александр Евгеньевич, расскажите о предстоящем мастер-классе. В программе заявлены буквально со школы знакомые Двухголосные инвенции Иоганна Себастьяна Баха, но в очень необычном инструментарии: на клавесине, клавикорде, органе и фортепиано…
Майя Оганян — моя ученица, которая живёт в Венеции. Ей всего шесть лет. Когда встал вопрос о занятиях с ней, она мне сразу очень понравилась. Майя — очень живая и умная девочка. Для занятий с ней я вооружился нотами своего деда Самуила Моисеевича Майкапара (пианист и композитор, музыкальный писатель и преподаватель Петроградской консерватории). В частности, его замечательным сборником пьес для фортепиано в четыре руки «Первые шаги». Сборник насчитывает шестнадцать пьес. Мне никогда не доводилось исполнять весь цикл. В этот раз я тоже думал, что пройдём две-три пьески. Майя же за два дня разобрала и освоила все шестнадцать сочинений, а на четвёртый день — уже был повод представить их в публичном концерте в Венеции. Поскольку сразу стало ясно, что ей легко и быстро всё даётся, мы с ней решили побольше поиграть Баха. В Венеции нам любезно разрешили доступ к органу, находящемуся в близлежащей к дому Майи церкви. Там на органе мы играли Двухголосные инвенции Иоганна Себастьяна Баха. Дело в том, что это полностью соответствует концепции Баха. Он писал свои инвенции для любителей клавира. В его времена понятие «клавир» — было собирательным и могло относиться к клавесину, клавикорду и органу. Музыканты баховского времени, перевернув титульный лист произведения, по характеру, фактуре и техническим приёмам определял на каком инструменте его сыграть. Эта идея мне очень близка, я её разделяю и проповедую. Я нашёл единомышленника. Крупный немецкий музыковед, ныне покойный. Эрвин Ботке в своё время издал фундаментальный труд «Интерпретация клавирных сочинений И.С. Баха», в котором он придерживается позиции: » не любую пьесу на любом инструменте», а «одну — на клавесине, другую — на органе» и так далее. Я имел удовольствие переводить этот труд на русский язык. Одновременно с этим занятием я в то время готовил к исполнению полный цикл Баха. Книга Ботке стала для меня настоящим путеводителем. То, что будет происходить на мастер-классе — практическое воплощение этой концепции.
— Как будет проходить мастер-класс?
Мы построим наше занятие в форме плодотворного общения. Я стремлюсь организовать наши уроки не так, как это обычно бывает: ученик мучительно выучил текст, с ужасом отыграл зачёт и быстро всё забыл. На самом деле всё должно быть осознанно. Все смены мануалов у Баха, изменения штрихов и регистров подчинены логике композиционного развития. В исполнении музыки Баха — важно с увлечением следить за жизнью голосов.
— Вы высказывали эти мысли о принципах работы над баховскими инвенциями в вашей статье «Инвенции и симфонии»: «Мало просто сыграть все написанные ноты — необходимо в каждый момент ясно сознавать, какой тематический материал лежит в основе данного эпизода: тема ли это или контрапункт, звучит ли этот материал в первоначальном виде или композитор в данном эпизоде видоизменил его. Ведь от понимания структуры полифонической пьесы зависит ее исполнение, в частности, распределение оттенков — какой эпизод играть тихо, какой мотив выделить»…
Именно осознание формы пьесы, замысла композитора мы и продемонстрируем на мастер-классе. Кстати, мой сын тоже играет на органе. В тринадцать лет он поехал на мастер-класс именно к Жану Гийю и сыграл перед маэстро и собравшейся публикой Большую прелюдия и фугу фа минор. Первое, что спросил после исполнения Гийю: «Мальчик изучает полифонию?» То есть по тому, как играет музыкант, можно услышать понимает он, что играет или просто воспроизводит ноты. Я уверен, те, кто будут слушать Майю, убедятся, что она понимает всё то, что она играет.
Александр Майкапар и Майя Оганян. Венеция, 2012 год.
— Как вы достигали такого понимания с шестилетней ученицей? В игровой форме или есть какой-то технологический секрет?
Ничего сложного в этом нет. Я, честно говоря, против игровых форм, с учеником надо серьёзно разговаривать, как с музыкантом-коллегой. Не c калекой, а c коллегой (смеётся). Дети сейчас довольно быстро осваивают сложную технику, компьютеры, они и полифоническую технологию быстро усвоят. Сочинить сложно, а понять сочинённое — легко.
Материал подготовила Елена Кравцун
http://www.muzcentrum.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Органистка Евгения Лисицына: «Секрет Баха — в его мистике» В воскресенье, 28 октября в Самарской филармонии в рамках VI...
- Все лики Баха Японская органистка Хироко Иноуэ будет учить украинский язык, а Иштван...
- ВЕЧЕРА ОРГАННОЙ МУЗЫКИ С ЮЛИЕЙ ЮФЕРЕВОЙ 12 и 13 февраля хабаровчанам и гостям дальневосточного центра предоставится...
- Александр Титов: «Белгородский орган — орган просто выдающийся!» 25 мая в Органном зале Белгородской государственной филармонии прозвучал «Орган...
- Фестиваль органной музыки в Оломоуце Страна: Чехия Город: Оломоуц Дата проведения: 06.09.2012 — 20.09.2012 Этот...
Календарь публикаций
Январь 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012