Африканские страсти на органе


Африканские страсти на органе - Вечерний Челябинск

Африканские страсти на органе - Вечерний Челябинск

 

 

 

 

 

Про челябинский инструмент знают даже… в ЮАР

«Где гуляет Гиппопо по широкой Лимпопо», — строчка из детских стишков крепко сидит в памяти с детства. А еще всплывают в памяти сказочные названия Оранжевая река, Драконовые горы. Англо-бурская война и апартеид — последствия школьного обучения. Собственно, таковы скудные знания про Южную Африку, а точнее ЮАР. Музыкальных же впечатлений и вовсе накопить не удалось. А тут оказалось, что в Челябинск приезжает музыкант из ЮАР, да еще не просто музыкант, а исполнитель на органе.

— Разве в Южной Африке играют на органе? — недоверчиво наморщила лоб коллега.

Чисто теоретически это вполне вероятно, но как выглядит на практике, точнее звучит, мы отправились узнать в органный зал.

 

Традиции колонистов

Херман Йордан родом из Претории, молодой, стройный, улыбчивый брюнет.

— Он разве не негр? — разочарованно шепчет подруга, дергая меня за рукав.

Хотя в чем-то она права: согласно последней переписи, почти 80 процентов населения составляют темнокожие. Но Херман — явно потомок голландских колонистов, о чем свидетельствует и фамилия Jordaan (кстати, такой район имеется в Амстердаме).

— Херман, а почему вы решили стать органистом, ведь это в большей степени европейская традиция, — интересуюсь у музыканта.

— Я с семьей часто бывал в церкви на службе. В Южной Африке достаточно популярно органное исполнительство, многие люди ходят в церковь, и орган — дело обычное.

На самом деле за три столетия колонизации в Южной Африке и церквей понастроили, но европейские традиции прижились с трудом. Оказывается, первая музыкальная школа открылась в Йоханнесбурге только в середине XX века, в 1950 году. Впрочем, это не мешало гражданам страны учиться где-нибудь в Европе или Америке.

Начало творческой карьеры Йордана вполне традиционно. Как и многие коллеги, он начинал как пианист, а потом уже переквалифицировался в органиста. Высшее образование получил в Европе — в консерватории Амстердама. По уже сложившейся европейской традиции у него было несколько разных учителей, у каждого мастера он подмечал что-то особенное, что позволяло ему сформировать свой собственный исполнительский стиль.

— Вы приверженец французской или немецкой органной школы?

— Сложно сказать, — задумался на минуту музыкант. — Знаете, среди современных органистов нет приверженцев какой-то одной школы в чистом виде, они учатся и у французов, и у немцев, в результате получается некий микст. Но мне, наверное, ближе немецкая школа, так как я учился в Амстердаме, это близко к Германии.

— Сколько у вас было учителей? И встречались ли среди них русские?

— Учителя были самые разные, но российских, к сожалению, не было. Хотя у меня есть подруга, которая училась в России, и через нее я познакомился в какой-то степени с русской школой.

 

В церкви и на сцене

 

Сейчас Херман является штатным органистом одной из лондонских церквей, параллельно занимается концертной деятельностью — для европейского музыканта это обычная практика.

— Я люблю играть в церкви, каждое воскресенье бывает по три службы, аккомпанирую хору, солистам, — рассказывает органист. — Это моя работа, и мне она нравится, и потом, там тоже есть слушатели.

— А кто подбирает произведения для службы: это жесткий канон или можно варьировать?

— Сейчас везде в Европе подбором музыкального сопровождения занимается не священник, это работа музыкального директора.

В творческих планах музыканта — записать серию компакт-дисков «Великие европейские органы». Один диск уже готов — на нем звучит орган из кафедрального собора Сент-Олбансе (Великобритания). Кстати, именно в этом городе Херман одержал победу на международном конкурсе органистов, который по престижности и сложности приравнивается к конкурсу имени Чайковского.

— Дальше что планируете, на каком органе будете играть?

— О-о-о, это так сложно, — качает головой исполнитель. — Пока точно не могу сказать, хотелось бы, конечно, продолжить, но…

Но, как видно, и за границей есть свои трудности.

 

Кто следующий?

 

В Челябинск Йордан попал в рамках гастрольного тура: Москва, Красноярск, Томск, Кемерово, Барнаул, Екатеринбург.

— Я первый раз в России, — признался он. — В гастрольный тур вошло 11 городов, тур формировали организаторы, но я наслышан, что в Челябинске есть прекрасный инструмент и на нем играли самый лучшие органисты.

— И как вы находите челябинский орган?

— Замечательный инструмент, очень удобный, очень комфортный, прекрасно звучит, было приятно на нем играть.

Так что челябинский орган продолжает привлекать лучших исполнителей со всего мира. Кстати, количество стран, чьи представители касались его клавиш, подошло к 30.

Челябинский концерт объединил музыку четырех эпох — от Баха до современности. На контрасте с монументальностью и логикой Баха, звонкостью и прозрачностью Моцарта, мощью Регера прозвучала миниатюра современного южноафриканского композитора Стефанса Грове. Пьеска весьма удачно иллюстрировала пение птиц на рассвете, но воспринималась скорее как творческий эксперимент. К тому же небольшое произведение несколько потерялось на фоне масштабных сочинений предшественников. Впрочем, в целом программа получилась интересной и насыщенной, а музыкант произвел впечатление вдумчивого исполнителя, тяготеющего к классическим канонам.

Ну а следующим, уже в мае, челябинский инструмент приедет опробовать органист из Канады Йенс Корндорфер.

«Вечерний Челябинск» Виктория ОЛИФЕРЧУК

http://chelyabinsk.bezformata.ru
www.principal.su
 

Comments are closed.