- О нас/ About us
- Проекты/ Projects
- Ассоциация
- Магазин/ Shop
- Полезная информация/ Useful information
- Производители духовых органов/ Organ builders
- Интернет-ресурсы по органам/ Websites
- Личные сайты органистов/ Organists
- Органные мастера/ Organ masters
- Работа и вакансии/ Job & vacancy
- Производители электронных органов/ Electronic organs producers
- Организации/ Organization
- Производители органной обуви/ Organ shoes producers
- Фонды/ Funds
- Литература/ Literature
- Нотные библиотеки/ Notes libraries
- Доска объявлений/ Ads
- Учебные заведения для органистов/ Schools for organists
- Композиторы/ Composers
- Органные конкурсы/ Organ competitions
- Продюсеры/ Producers
- Ансамбли/ Ensembles
- Регионы/ Organs in Russia
- Контакты/ Contacts
- English
- Социальные сети/ Social networks
Африканские страсти на органе
Африканские страсти на органе
Про челябинский инструмент знают даже… в ЮАР
«Где гуляет Гиппопо по широкой Лимпопо», — строчка из детских стишков крепко сидит в памяти с детства. А еще всплывают в памяти сказочные названия Оранжевая река, Драконовые горы. Англо-бурская война и апартеид — последствия школьного обучения. Собственно, таковы скудные знания про Южную Африку, а точнее ЮАР. Музыкальных же впечатлений и вовсе накопить не удалось. А тут оказалось, что в Челябинск приезжает музыкант из ЮАР, да еще не просто музыкант, а исполнитель на органе.
— Разве в Южной Африке играют на органе? — недоверчиво наморщила лоб коллега.
Чисто теоретически это вполне вероятно, но как выглядит на практике, точнее звучит, мы отправились узнать в органный зал.
Традиции колонистов
Херман Йордан родом из Претории, молодой, стройный, улыбчивый брюнет.
— Он разве не негр? — разочарованно шепчет подруга, дергая меня за рукав.
Хотя в чем-то она права: согласно последней переписи, почти 80 процентов населения составляют темнокожие. Но Херман — явно потомок голландских колонистов, о чем свидетельствует и фамилия Jordaan (кстати, такой район имеется в Амстердаме).
— Херман, а почему вы решили стать органистом, ведь это в большей степени европейская традиция, — интересуюсь у музыканта.
— Я с семьей часто бывал в церкви на службе. В Южной Африке достаточно популярно органное исполнительство, многие люди ходят в церковь, и орган — дело обычное.
На самом деле за три столетия колонизации в Южной Африке и церквей понастроили, но европейские традиции прижились с трудом. Оказывается, первая музыкальная школа открылась в Йоханнесбурге только в середине XX века, в 1950 году. Впрочем, это не мешало гражданам страны учиться где-нибудь в Европе или Америке.
Начало творческой карьеры Йордана вполне традиционно. Как и многие коллеги, он начинал как пианист, а потом уже переквалифицировался в органиста. Высшее образование получил в Европе — в консерватории Амстердама. По уже сложившейся европейской традиции у него было несколько разных учителей, у каждого мастера он подмечал что-то особенное, что позволяло ему сформировать свой собственный исполнительский стиль.
— Вы приверженец французской или немецкой органной школы?
— Сложно сказать, — задумался на минуту музыкант. — Знаете, среди современных органистов нет приверженцев какой-то одной школы в чистом виде, они учатся и у французов, и у немцев, в результате получается некий микст. Но мне, наверное, ближе немецкая школа, так как я учился в Амстердаме, это близко к Германии.
— Сколько у вас было учителей? И встречались ли среди них русские?
— Учителя были самые разные, но российских, к сожалению, не было. Хотя у меня есть подруга, которая училась в России, и через нее я познакомился в какой-то степени с русской школой.
В церкви и на сцене
Сейчас Херман является штатным органистом одной из лондонских церквей, параллельно занимается концертной деятельностью — для европейского музыканта это обычная практика.
— Я люблю играть в церкви, каждое воскресенье бывает по три службы, аккомпанирую хору, солистам, — рассказывает органист. — Это моя работа, и мне она нравится, и потом, там тоже есть слушатели.
— А кто подбирает произведения для службы: это жесткий канон или можно варьировать?
— Сейчас везде в Европе подбором музыкального сопровождения занимается не священник, это работа музыкального директора.
В творческих планах музыканта — записать серию компакт-дисков «Великие европейские органы». Один диск уже готов — на нем звучит орган из кафедрального собора Сент-Олбансе (Великобритания). Кстати, именно в этом городе Херман одержал победу на международном конкурсе органистов, который по престижности и сложности приравнивается к конкурсу имени Чайковского.
— Дальше что планируете, на каком органе будете играть?
— О-о-о, это так сложно, — качает головой исполнитель. — Пока точно не могу сказать, хотелось бы, конечно, продолжить, но…
Но, как видно, и за границей есть свои трудности.
Кто следующий?
В Челябинск Йордан попал в рамках гастрольного тура: Москва, Красноярск, Томск, Кемерово, Барнаул, Екатеринбург.
— Я первый раз в России, — признался он. — В гастрольный тур вошло 11 городов, тур формировали организаторы, но я наслышан, что в Челябинске есть прекрасный инструмент и на нем играли самый лучшие органисты.
— И как вы находите челябинский орган?
— Замечательный инструмент, очень удобный, очень комфортный, прекрасно звучит, было приятно на нем играть.
Так что челябинский орган продолжает привлекать лучших исполнителей со всего мира. Кстати, количество стран, чьи представители касались его клавиш, подошло к 30.
Челябинский концерт объединил музыку четырех эпох — от Баха до современности. На контрасте с монументальностью и логикой Баха, звонкостью и прозрачностью Моцарта, мощью Регера прозвучала миниатюра современного южноафриканского композитора Стефанса Грове. Пьеска весьма удачно иллюстрировала пение птиц на рассвете, но воспринималась скорее как творческий эксперимент. К тому же небольшое произведение несколько потерялось на фоне масштабных сочинений предшественников. Впрочем, в целом программа получилась интересной и насыщенной, а музыкант произвел впечатление вдумчивого исполнителя, тяготеющего к классическим канонам.
Ну а следующим, уже в мае, челябинский инструмент приедет опробовать органист из Канады Йенс Корндорфер.
«Вечерний Челябинск» Виктория ОЛИФЕРЧУК
http://chelyabinsk.bezformata.ru
www.principal.su
Связанные посты:
- Полеты в космос на органе Александр Князев за органом в Зале им. Чайковского на...
- Страсти по органу В феврале 2001 года в концертном зале Самарской филармонии состоялось...
- Даниэль Христиан Шубарт об органе “Так как орган есть первейший инструмент, то и органист —...
- Неклассика жанра: Любовь на Органе 8 октября в Центральном концертном зале Волгограда выступила знаменитая московская...
- Музыка вечности: беседы об органе интерьере нравственных размышлений Так сложилось, что орган считается своеобразным символом католической церкви. Но...
Календарь публикаций
Февраль 2025 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс « Авг 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Последние новости
- XIII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ОРГАНИСТОВ им. МИКАЭЛА ТАРИВЕРДИЕВА Нью-Хейвен — Гамбург — Пекин — Москва — Калининград, 2023 XIII MIKAEL TARIVERDIEV INTERNATIONAL ORGAN COMPETITION New Haven — Hamburg — Beijing — Moscow — Kaliningrad, 2023 06.08.2023
- Органная осень на Чёрном море: в Сочи прошла первая Академия молодых органистов Vox Organum 28.10.2022
- ВЕРОНИКА БОГДАНОВИЧ-ЯЗВИНСКАЯ: «Я РАДА ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В МАРАФОНЕ «ОРГАН ТАВРИДА» 05.02.2022
- НАТАЛЬЯ БАГИНСКАЯ: «МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ СЫГРАТЬ ВСЕ!» 05.02.2022
- В РОССИИ ПРОХОДИТ БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЙ МАРАФОН ОРГАННОЙ МУЗЫКИ «ОРГАН ТАВРИДА» 20.01.2022
- Первый открытый конкурс камерных ансамблей «В созвучии с органом» 17.01.2022
- Путешествие внутрь органа 10.07.2021
- Памяти Александра Майкапара 10.07.2021
- Главный органист и хранитель Большого концертного органа Зала Зарядье Лада Лабзина в программе «Тавор в мажоре» на радио «Орфей» 10.07.2021
- Интервью с Тьерри Эскешем 10.07.2021
Архивы
- Август 2023
- Октябрь 2022
- Февраль 2022
- Январь 2022
- Июль 2021
- Март 2021
- Февраль 2021
- Январь 2021
- Декабрь 2020
- Ноябрь 2020
- Октябрь 2020
- Октябрь 2019
- Август 2019
- Июль 2019
- Июнь 2019
- Май 2019
- Март 2019
- Январь 2019
- Ноябрь 2018
- Октябрь 2018
- Сентябрь 2018
- Август 2018
- Июнь 2018
- Март 2018
- Февраль 2018
- Январь 2018
- Декабрь 2017
- Ноябрь 2017
- Октябрь 2017
- Сентябрь 2017
- Август 2017
- Июль 2017
- Июнь 2017
- Май 2017
- Апрель 2017
- Март 2017
- Февраль 2017
- Январь 2017
- Декабрь 2016
- Ноябрь 2016
- Октябрь 2016
- Сентябрь 2016
- Август 2016
- Июль 2016
- Июнь 2016
- Май 2016
- Апрель 2016
- Март 2016
- Февраль 2016
- Январь 2016
- Декабрь 2015
- Ноябрь 2015
- Октябрь 2015
- Сентябрь 2015
- Август 2015
- Июль 2015
- Июнь 2015
- Май 2015
- Апрель 2015
- Март 2015
- Февраль 2015
- Январь 2015
- Декабрь 2014
- Ноябрь 2014
- Октябрь 2014
- Сентябрь 2014
- Август 2014
- Июль 2014
- Июнь 2014
- Май 2014
- Апрель 2014
- Март 2014
- Февраль 2014
- Январь 2014
- Декабрь 2013
- Ноябрь 2013
- Октябрь 2013
- Сентябрь 2013
- Август 2013
- Июль 2013
- Июнь 2013
- Май 2013
- Апрель 2013
- Март 2013
- Февраль 2013
- Январь 2013
- Декабрь 2012
- Ноябрь 2012
- Октябрь 2012
- Сентябрь 2012
- Август 2012