16 апреля произойдёт рождение нового музыкального проекта в городе Ульяновске –«Соседи» — это цикл благотворительных музыкальных концертов камерной музыки в  Евангелическо-Лютеранской церкви св. Марии. Приобретая билет, каждый житель сможет внести свой вклад в развитие культуры, быть сопричастным высокому музыкальному искусству – камерной музыке. Беседа с молодым, но уже столь выдающимся и талантливым музыкантом и руководителем проекта, Арсением Ушковым, произвела очень большое впечатление на меня. Сразу же захотелось прийти и послушать органные концерты. Арсений родился в Ульяновске, в настоящее время является органистом и концертмейстером Марийского государственного театра оперы и балета имени Э.Сапаева и управляет уникальным французским органом, однако все свои достижения объясняет везеньем и счастливой случайностью. Однако, слушая его, я понимала, что все его везенье заключается в музыкальном таланте, в необыкновенной одарённости и в трудолюбии. К музыке Арсений относится с трепетом, с глубочайшим пониманием, и именно она (музыка), как мне показалось, составляет всё его счастье, и именно музыка для Арсения –Чудо!

 

Вы родились в Ульяновске, но сейчас работаете в Марийском театре оперы и балета имени Э. Сапаева. Почему уехали из Ульяновска? Как складывается сегодня Ваша музыкальная карьера?

Я закончил Музыкальное училище имени Г. И. Шадриной, которое было тесно связано с Казанской консерваторией. Именно для пианистов на тот момент сформировалась очень сильная фортепианная школа. В Казани я получил высококлассный творческий старт. Но из Ульяновска я ехал только лишь с огромным энтузиазмом, однако, плохо представляя, что значит настоящее мастерство. В Музыкальном училище давались только базовые знания, а в Консерваторию поступали и победители различных конкурсов, и очень талантливые музыканты со всей России, с которыми конкурировать было сложно. Но каким-то чудом я поступил, и не просто поступил, а попал к выдающемуся педагогу по классу специального фортепиано Эльфии Вафовне Бурнашевой. Я поступил к профессору Бурнашевой практически без консультаций, а это было сделать достаточно трудно, потому что класс у нее всегда «звёздный». Надо сказать, что все годы консерватории были очень рабочие, выделяться в «звёздном» классе очень сложно, и я много занимался на фортепиано (по 5-6 часов в день), при этом нужно было успевать подрабатывать. Это было непростое, но увлекательное время. Я уже в этот время часто выступал с концертами, участвовал в конкурсах. Орган вошёл в мою жизнь не сразу, а только на четвертом курсе Консерватории. До этого я только посещал факультатив в Ульяновске в Музыкальном училище. Занятия проводились на старом советском электрооргане «Прелюдия», который с настоящим духовым органом имеет мало общего. Однако даже на таком инструменте мне нравилось заниматься. А в консерватории сложилась прекрасная инструментальная база в классе органа, так как ректором является органист Рубин Кабирович Абдуллин, один из величайших мастеров советского и российского органного исполнительства. И как – то однажды профессор Бурнашева предложила: «А не хочешь ли ты освоить и орган?» и посоветовала меня профессору Рубину Кабировичу Абдулину. И я стал снова много работать уже на двух отделениях – и как пианист, и как органист. А как я попал в Марийский театр? Мне снова повезло, снова произошло чудо. Восемь лет назад у Рубина Кабировича возникла идея поставить в Йошкар–Оле в новом, строящемся здании Марийского театра оперы и балета большой симфонический орган. И эта идея была блестяще воплощена – в новом здании театра орган находится прямо в зрительном зале, и, пожалуй, это один из самых интересных инструментов в России. Уникальность его заключается в расположении (орган как бы охватывает весь зрительный зал: основная часть регистров располагается на месте Королевской ложи, а другая часть расположена слева и справа от сцены), а также в том, что это третий французский инструмент в нашей стране, после органов в Москве и Санкт- Петербурге. Наш орган имеет 50 регистров (в Ульяновской филармонии, для сравнения, 32 регистра), 3 мануала (клавиатуры для рук). Это прекрасный инструмент. И мне посчастливилось, что Рубин Кабирович предложил мне управлять этим великолепным инструментом.

То есть ваш выбор был в пользу инструмента?

Да, именно так, выбор был сделан в пользу инструмента. Несмотря на необычность профессии, органистов у нас в стране учится гораздо больше, чем существует инструментов. Занять место за органом, очень непросто, даже за границей, где органы буквально в каждой церкви. Мне в этом смысле очень повезло. К тому же моя супруга также прекрасная органистка, и мы с ней, можно сказать, делим инструмент на двоих.

Как вы можете оценить уровень культуры в Ульяновске и в Йошкар-Оле? На Ваш взгляд, где больше популярна классическая музыка?

Ульяновску очень повезло, что здесь есть Ульяновский дом музыки и прекрасный симфонический оркестр. На мой взгляд, музыкальная жизнь здесь, безусловно, богаче. В Йошкар-Оле сегодня Филармония располагается на площадях Дома культуры, и симфонический оркестр присутствует только в оперном театре. К нашей радости, скоро обещают построить здание для Филармонии, уже начато строительство. Таким образом, Центром музыкальной культуры Йошкар-Олы является Марийский театр оперы и балета имени Э. Сапаева. Теперь, когда построено новое здание, здесь проходят и оперы, балеты и органные концерты. Поток желающих не иссякает, и театр собирает полные залы. Мы с супругой формируем здесь интеллектуальное сообщество истинных ценителей высокой музыкальной культуры. Сегодня уровень культуры, наверное, всё-таки выше в Ульяновске, где ещё в 80-е годы был установлен орган. Знаете, инструмент всегда повышает уровень слушателя. Слушатели в Ульяновске уже воспитаны, знают композиторов, произведения, во многом, потому что есть симфонический оркестр и Филармония. Однако, Марийский театр оперы и балета сегодня также становится культурным учреждением очень высокого уровня. Например, здесь высочайшего класса балетная школа, в которую с детского возраста готовят артистов. Балеты проходят всегда с аншлагом.

 

Популярна ли сегодня классическая музыка? Что сегодня важно для развития музыкальной культуры в провинции на Ваш взгляд?

Я могу сказать, что среди молодёжи пока не очень популярна. В столицах и крупных городах ситуация иная. Если в городе есть Консерватория, есть Филармония и есть оркестры, — воспитывается слушатель, и классическая музыка становится очень популярной. Например, в Казани неравнодушное студенческое сообщество, постоянно проходят различные акции, мероприятия, делающие музыку более доступной и популярной для широкого слушателя. Например, Государственный Симфонический оркестр РТ под руководством дирижера А. Сладковского выступает с бесплатными концертами в вузах. В Йошкар- Оле ситуация несколько иная. Все же здесь на культурные мероприятия больше интерес у людей среднего возраста. Например, я отметил любопытную деталь: многие слушатели, которые приходят на органные концерты, побывали еще в советское время в Домском соборе в Риге. Звучание органа на них произвело неизгладимое впечатление. Они помнят эти ощущения, и приходят в театр, так как до этого органа в Йошкар- Оле никогда не было.

 

Как Вам пришла идея реализации такого проекта в Ульяновске? Почему не в каком-то другом городе?

Идея очень хорошая, и я рад, что она была поддержана. Традиция камерной музыки не очень развита в Ульяновске. Тем более, мы будем исполнять её в стенах Лютеранской церкви с особенной духовностью и акустикой. Само здание будет помогать нам исполнять музыку. И была ещё одна задача – осветить и оживить инструмент, который жители города дарят музыкантам. Это очень интересная идея благотворительности и сопричастности каждого жителя культуре города. Покупая билет, они совершают вклад в покупку этого инструмента.  Стартует проект с Акции дарения рояля фирмы YAMAHA городу.

Как Вы оцениваете качество и уровень этого инструмента?

Я скажу, что это высокого качества электронный инструмент. Например, на нём можно имитировать клавесин, создавать реконструкции музыки разных эпох.

Почему — камерная музыка? Как формировалась программа?

Камерная музыка- особенная область. Мне посчастливилось хорошо знать всех тех музыкантов, которые будут участвовать в концерте. И для меня камерная музыка – это удивительный процесс, когда есть единство звучания. Камерное исполнительство – удивительно тонкая ткань, когда несколько людей творят вместе. Двое, трое людей играют гениальную музыку – это великое чудо! Наш фестиваль позволит привлечь внимание к этому чуду, возродить традиции камерных концертов. Репертуар подобран таким образом, что первоклассные музыканты- лауреаты Международных конкурсов- будут играть вместе, в ансамбле. Самый интересным, на мой взгляд, событием станет концерт Антонио Вивальди для двух скрипок. Услышать двойной концерт вообще вживую большая редкость, в нашей стране как-то так сложилось, что скрипачи обычно выступают сольно. В этом концерте примут участие два молодых скрипача – Арслан Сайфи–обладатель Гран-при конкурса Ростроповичей, лауреат первой премии международного конкурса скрипачей имени Канетти в Париже и Гилязутдинов Тимур – лауреат многочисленных международных конкурсов скрипачей и концертмейстер Международного молодёжного симфонического оркестра OpenFest. Также наша публика услышит прекрасное сопрано — солистку Марийского государственного театра оперы и балета имени Э. Сапаева Эльвиру Курай. Я и сам надеюсь немного поиграть.

Как формировался репертуар? Какие наиболее интересные концерты проекта порекомендовали лично Вы?

Мы в первую очередь хотели, чтобы прозвучала музыка И.С.Баха и Г.Ф.Генделя, два юбилея которых -330 лет со дня рождения- отмечает весь мир в этом году. Произведения эпохи барокко будут идеально звучать в церковной атмосфере, так как музыка эта высоко духовна. И затем мы очень хотели включить русскую музыку. Прозвучат произведения Чайковского и Рахманинова. Здесь нам тоже повезло, потому что артисты – участники проекта, обладают очень богатым репертуаром. Все музыканты молоды, находятся на самом пике творческой энергии. Я бы особенно рекомендовал особенно концерт для двух скрипок, так как вряд ли вы это еще где-то вживую услышите.

В 2015 году Россия отмечает 175-летие П.И. Чайковского? Имеет ли для Вас этот юбилей значение? Приходилось ли Вам играть что-то особенное из его произведений?

Пётр Ильич Чайковский – целая вселенная в русской музыке! Это удивительный композитор. Все его произведения проникнуты острым ощущением жизненной реальности, живым нервом. Я много играл музыки Чайковского как пианист. Но, к сожалению, для органа композитор не создал ничего. Зато его симфоническая музыка звучит на органе очень интересно. Например, мы с супругой исполняем на органе в четыре руки Адажио из балета «Щелкунчик». Музыка приобретает неожиданные краски, нисколько не теряя в художественной выразительности.

Будет ли проект развиваться в дальнейшем?

Вы знаете, это очень сложно – собрать множество артистов, подобрать репертуар, привезти их и сыграть целую серию концертов камерной музыки. За этим проектом стоит огромная работа. Однако, я надеюсь, что фестиваль будет продолжаться, и в этом году в его рамках пройдет еще несколько концертов. Ведь концерты камерной музыки – это то, что обязательно должно быть в городе, эта область музыки очень важна для формирования хорошего музыкального вкуса у слушателя.

Что бы вы хотели сказать слушателям, которые придут на концерты?

Я могу сказать абсолютно точно, что такого они никогда не слышали. Камерное исполнительство – это область высочайшего мастерства. Музыканты, которые участвуют в проекте, возможно, не столь известны широкому кругу слушателей, но они высококлассные музыканты и ничуть не уступают некоторым «раскрученным» исполнителям.

С Арсением Ушковым беседовала Анна Карвалейру

АФИША_13_кривые